Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  453 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 453 / 734 Next Page
Page Background

131

С0ЧИНЕН1Я В. Г. ВЫИНСКАГО.

132

году) не видно прежняго Пушкина!.. И они

не ошиблись бы, если бъ сказали это въ

томъ смысле, что Пушкинъ въ этой третьей

части стадъ выше, нежели какъ быдъ въ

первыхъ двухъ частяхъ свонхъ стихотворе­

ний; но—увы!—добрые критики говорили

тутъ о падеши Пушкина!.. Все это факты,

которые, если бы понадобилось, мы скре­

пили бы указанюмъ на страницы журна-

ловъ блаженной памяти, въ которыхъ печа­

тались такш диковинки. И вотъ какъ су­

дила толпа и о поэте, избравшемъ предме-

томъ пЬсенъ своихъ высокую сторону жи­

зни: она восхищалась его ученическими опы­

тами и отступилась отъ негр тотчасъ, какъ

сталъ онъ маетеромъ, и какимъ еще маете-

ромъ—великимъ!..

Какъ же должна была судить толпа о

поэте, дерзнувгаемъ пойтл по дороге, до

него никому неведомой, решившемся, оста-

вивъ въ покое героевъ (которые, по правде

сказать, на земле являются гораздо реже,

нежели въ фантазш поэтовъ), обратиться

къ толпе и къ будничной жизни?... Сначала,

какъ и следуетъ, она подумала, что этотъ

поэтъ не знаетъ ничего лучше ея, толпы,

и неспособенъ вознестись мысдш за гра­

ницу вседневной прозаической жизни. И

такое занлючеше было очень естественно съ

ея стороны: она не встречала въ сочине-

шяхъ этого поэта ни моральныхъ сентенщй, ни

комическихъ выходокъ. Напротивъ, она ви­

дела, что. онъ рисуетъ своихъ странныхъ

героевъ и ихъ бедную, жалкую жизнь очень

серьезно, говорить о нихъ почти съ такой

же важностью, какъ въ действительности

говорятъ они о самихъ себе и своихъ дф-

лишкахъ. Конечно, это писатель, положимъ,

не безъ дарованья, но мелшй, безъ фанта­

зш, безъ души, безъ сердца, безъ способно­

сти понимать высокое и прекрасное, любя­

щей изображать только грязную, неумытую

природу! Но—странное дело!—толпа сама

не могла не заметить, что она съ жадно­

стью его читаетъ, что онъ чемъ-то сильно

задеваетъ и сердить ее; потомъ съ изумле-

шемъ узнаетъ она, что высппй светъ, вер­

ховный представитель хороша™ тона и при-

личш, оставляя безъ вниманш бонтонныя,

опрятныя произведен^ дюжинныхъ сочини­

телей, безъ перчатокъ и съ удовольствии

читаетъ сочиненш этого писателя, испол­

ненный дурного тона, оскорбляющихъ при-

дичш выражений и картинъ и, кажется, на-

значенныхъ для потехи самыхъ необразо-

ванныхъ читателей... Въ то же время на­

шлись люди, которые по поводу сочинений

этого писателя заговорили о юморе, какъ

могущественномъ элементе творчества, по-

средствомъ котораго поэтъ служить всему

высокому и прекрасному, даже не упоминая

о нихъ, по только верно воспроизводя яв-

лешя жизни, по ихъ сущности противопо­

ложный высокому и прекрасному,—другими

словами, путемъ отрицашя достигая той же

самой цели, только иногда еще вернее, ко­

торой достигаетъ и поэтъ, избравшей пред-

метомъ своихъ творешй исключительно иде­

альную сторону жизни. Все это не могло

не иметь влшнш на мнете толпы; а меж­

ду темъ съ течешемъ времени она все бо­

лее и более п р и в ы к а л а къ его сочинеш-

ямъ, и все, чтб казалось ей въ нихъ стран-

нымъ и резкимъ, со дня на день станови­

лось въ ея глазахъ очень естественнымъ,—

чему способствовала много и основанная имъ

литературная школа. И вотъ теперь, когда

французсшй переводъ несколькихъ его по­

вестей доставилъ ему громкую известность

въ Европе,—теперь и самые враги его та­

ланта, именище свои причины вести отча­

янную войну противъ его успеховъ, уже

не решаются говорить о немъ прежнимъ

языкомъ...

Вообще литература наша, въ лице Пуш­

кина и Гоголя, перешла черезъ самый

трудный и самый блестянцй процессъ сво­

его развитии благодаря имъ, она если еще

не достигла своей возмужалости, то уже

вышла изъ состоянш детства и той юности,

которая близка къ детству. Это обстоятель­

ство совершенно изменило судьбу явленш

новыхъ талантовъ въ нашей литературе.

Теперь каждый новый тллантъ тотчасъ же

оцЬняется по его достоинству. Явился Лер-

монтовъ—и первыми своими опытами за­

ставили всехъ смотреть на его талантъ

съ изумленными ожидатемъ чего-то вели-

каго. Много ли успелъ написать онъ въ те­

ч ете своего краткаго (четырехлетняго) ли­

тературная поприща?—а между темъ ну-

женъ были только одинъ смелый голосъ,

чтобъ за Лермонтовыми, съ первыхъ же

опытовъ его, утвердить имя великаго, геш-

альнаго поэта... Съ другой стороны, какъ

ни хлопочетъ теперь посредственность вы­

давать себя за генюльноеть,—ей это никакъ

не удается. Не помогают, ей ни драмы,

русстя и итадьянскш, ни романы и пове­

сти руссте, французсте, лнтовсте и не-

мецше, ни стихотворешя, ни дагерротипы,

ни иллюстрацш... Недавно одна газета хо­

тела сделать изъ Вуткова опаснаго сопер­

ника таланту Гоголя, и что же? Все нашли,

что у Вуткова точно есть даровате, но что

больше о немъ сказать нечего, а ожидать

отъ него чего - то необыкновенна™ тоже

нечего...

Правда, и теперь появлете необыкно­

венна™ таланта не можетъ не возбуждать

довольно противоречащихъ толковъ; но, во-

первыхъ, это свойство необыкновенна™ та-