Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  452 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 452 / 734 Next Page
Page Background

129

I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

130

доэзш, а его—самой поэзшй; они, такъ ска­

зать, были кандидатами на званы поэтовъ,

а

онъ быль поэтомъ-художникомъ въ пол-

номъ и совергаенномъ значенш этого слова.

Но тЕмъ не менЕе къ чести предшествен-

никовъ Пушкина должно сказать, что они

нмЕли на него большее или меньшее влш-

шз, и ихъ поэзы больше или меньше была

предвестницей его поэзш, особенно первыхъ

его опытовъ. Еще прямее и непосредственнее

было влшше на Пушкина современныхъ ему

евроиейеккхъ поэтовъ. Если при всемъ этомъ

первый произведены Пушкина, однихъ яе-

прытно, другихъ къ полному ихъ удоволь­

ствие и восторгу, поразили не только ново­

стью, но оригинальностью и самобытностью,—

это показываетъ, какъ гешаленъ былъ та­

ланта его. Но все-таки его первый произ­

ведены напоминали собой многое и въ рус­

ской литературе, хотя и отдаленно, и еще

болЕе многое, и при томъ ближайшимъ обра-

зомъ, въ иностранныхъ литературахъ,—чему

доказательствс-мъ служитъ неудачно и не­

ловко приданный ему титулъ русскаго Бай­

рона. У Гоголя не было предщественниковъ

въ русской литературе, не было (и не могло

быть) образцовъ въ иностранныхъ литерату­

рахъ. О родЕ его поэзш, до появлены ея,

не было и намековъ. Его поэзш явилась

вдругъ, неожиданная, непохожая ни на чью

другую поэз

1

Ю. Конечно, нельзя отрицать вль

яшя на Гоголя со стороны, напримЕръ, Пуш­

кина; но это влшше было не прямое: оно

отразилось на творчестве Гоголя, а не на

физшномш, такъ сказать, творчества Гого­

ля. Это было влшше болЕе времени, кото­

рое Пушкинъ подвинулъ впередъ, нежели

самого Пушкина. Разумеется, еслибъ Го­

голь явился прежде Пушкина, онъ не могъ

бы достигнуть той высоты, на которой онъ

стоитъ теперь. Но прямого влшшя, такого,

какое имЕли (въ бблыпей или меньшей сте­

пени, ближе или отдаленнее) на Пушкина

предшествовавнпе ему русски и современ­

ные

ему европейски

поэты, — такого

влшшя со стороны Пушкина на Гоголя

нельзя открыть ннкакихъ слЕдовъ въ сочи-

неншхъ послЕдняго. Сверхъ того, поэзш, из­

бирающая своимъ предметомъ только поло­

жительно прекрасный явлены жизни и рЕд-

ко испытываемый чедовЕкомъ высокы ощу-

щенш,—такая поэзы если не совсЕмъ по­

нятна въ сущности, то всемъ доступна по

наружности. По крайней мЕрЕ она до того нра­

вится толпЕ, что даже я ложные таланты,

если они не лишены блеска и смЕлости,

увлекаютъ ее, пародируя въ своихъ хитро-

изысканныхъ выдумкахъ высокую сторону

действительности; это доказывает, чрезвы­

чайный, хотя и мгновенный уепЕхъ Мар-

лииекаго и... но не будемъ называть дру-

Соч.

В

мннскаго

. Т.

ГУ,

гихъ—довольно и одного примЕра... Скажемъ

болЕе: толпа, представительница прозаиче­

ской, будничной и черновой стороны жизни,

терпЕть не можетъ, чтобъ поэзш занима­

лась ею, хотя и не смирены, а опасливость

неувЕреннаго въ себЕ самолюбы причиною

этого; напротивъ, она любитъ, чтобъ поэзш

представляла ей все героевъ, да твердила ей

все о высокомъ и прекрасномъ. За голо-

сомъ немногихъ, которымъ дано действи­

тельно понимать высокое жизни, толпа го­

това провозгласить великимъ гешемъ даже

Байрона, въ которомъ она, толпа неспособ­

на понять ни нол-мысли, ни пол-стиха; но

искренно пдЕняетъ и увлекаетъ ее только

театральное и мелодраматическое пародиро­

ваны высокой стороны жизни (какъ въ по-

вЕстяхъ Марлинокаго), или истинное и дей­

ствительно прекрасное, но вмЕстЕ съ тЕмъ

и не слишкомъ великое, нЕсколько незрЕлое и

и дЕгское, потому что сама толпа есть не

что иное, какъ вЕчный недоросль, что-то

похожее на дряхлаго ребенка или младенче-

ствующаго старика, Лучлшмъ доказатель-

ствомъ справедливости напшхъ словъ мо­

жетъ служить Пушкинъ. Когда слава его

была въ своей апогеЕ, когда представители

толпы провозглашали его «сЕвернымъ Бай-

рономъ и представителемъ современна™ че­

ловечества»?—Тогда, какъ онъ удивлялъ ихъ

«Русланомъ и Людмилой», «Братьями Раз­

бойниками», «Кавказскимъ ПлЕнникомъ»,

«Бахчисарайскимъ фонтаномъ» и тЕми ст пи­

ками, въ которыхъ воспЕвалъ золотую лЕнь,

шипучее вино и тому подобное. «Цыгане»

приняты были уже съ меньшимъ востор-

гомъ; «Полтава» публикой принята холодно,

а журналисты встрЕтили ее бранью; «Бо­

рись Годуновъ» вовсе не былъ оцЕненъ...

и мнопе ли даже теперь д о г а д ы в а ю т с я ,

что за вг'ликы созданы—«Моцарта и Саль­

ери», «Пиръ во время чумы», «Скупой Ры­

царь», «Галубъ», «МЕдяый Всадникъ», «Ка­

менный Гость»? Одинъ изъ критиковъ того

времени въ седьмой главЕ «Евгенш Онеги­

на», которая, по глубинЬ чувства, по зре­

лости мысли, по художественной отдЬлкЕ,

гораздо выше первыхъ шести главъ,—уви-

дЕдъ «решительное падете, ch u te com­

plète» , и съ торжествомъ возвестилъ его

на .двухъ языкахъ — русскомъ и француз-

екомъ!.. Другой крнтикъ, говоря о той же

ведьмой главЕ «ОнЕгина», сдЕладъ такое

заключены, что Пушкинъ отсталъ отъ вЕка,

и что на него «прошла мода», какъ нЕкогда

прошла мода на Наполеона, потому что и

онъ отсталъ отъ въка!.. Еще двое другихъ,

какъ будто сговорясь между собою, несмо­

тря на то, что были противниками по мнЕ-

ншмъ, объявили, что въ третьей части сти-

хотворешй Пушкина (вышедшей въ 1832

б