Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  416 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 416 / 734 Next Page
Page Background

I. КРИТИЧ1СК1Я СТАТЬИ.

5 8

Лионе изъ наттшхъ читателей изъявляли

намъ свое удивлете* что мы решились на

серьезный и дельный разборъ яоваго изда-

нш «Учебной Книги Русской Словесности»,

вместо того, чтобъ посмешить публику за­

бавной рецензий на эту поистине забав­

ную книгу. Мы очень рады случаю объ­

ясняться на этотъ счетъ съ чиновниками. Во-

первыхъ, мы хотели быть полезны много­

численному классу учащнхъ и учащихся

«росетйской словесности», для которой на

русскомъ языке нЬтъ ни одного сколько-

нибудь сноснаго руководства. Во-вторыхъ,

сочинителя этой н е в е р о я т н о й книги мы

ХОТбЛЙ ЛИШИТЬ

ВСЯКОЙ

возможности уте­

шить себя мыслью, что наша статья—брань

безъ доказательствъ ж что она внушена

намъ завистью и недоброжелателъствомъ

къ автору такого превоеходнаго учебника...

Безъ такихъ причинъ, который, конечно, го­

раздо важнее для насъ, ч-Ьми для наншхъ

читателей,—мы никакъ не решились бы съ

важностью доказывать, что книга, въ ко­

торой все — противореча, никуда не го­

дится. Поступивъ такъ, мы за одинъ разъ

вырвали зло съ корнемъ,—и жалкаго учеб­

ника теперь какъ не бывало!.,. Есть и,еще

книга, претендующая знакомить своихъ чи­

тателей съ исторшй русской литературы.

Это — «Руководство къ познанш литера­

туры» Плаксина. Но Плаксинъ даже не

означилъ въ заглавш своей книги—какой

литературы хочетъ онъ повествовать исто-

рио; зато въ самой книге, разсказавъ кратко

исторш литературъ еврейской, индШской,

греческой, римской и объяснивъ духъ но-

выхъ литературъ, классицизмъ и роман-

тизмъ, пространнее изложилъ исторш рус­

ской литературы. Эта книга — поверять

ли?—далеко ничтожнее книги Греча... Впро-

чемъ, все учебники и учения сочинешя та­

кого рода ровно никуда не годятся по со­

вершенному отсутствда въ нихъ всякаго

начала, которое проникало бы собою все

ихъ суждет я и приговоры и давало бы имъ

единство. Для Плаксина, напримеръ, и Пуш-

кинъ—поэтъ, и Херасковъ—тоже поэтъ, да

еще какой!... Есть ли тутъ что-нибудь по­

хожее на взглядъ, на образъ мыслей, на

миеше, на убЕждете, на принципъ? Не такъ

мыслилъ и лонималъ вгь этомъ отнопгети,

напримеръ, Мерзляковъ. Можно не согла­

шаться съ его системой и даже считать ее

ложной; но нельзя не видеть въ ней ни

’■амобытнаго мнетя, ни последовательности

въ доказательствахъ и выводахъ. Каково

бы ни было его начало, онъ верепч. ему и

ни въ чемъ не противоречить самому себе.

Признавая великимъ поэтомъ Ломоносова,

находя поэтичесшя достоинства и красоты

въ сочиненшхъ Сумарокова, Хераскова и

5 7

Петрова,—Мерзляковъ не квдЬлъ (потому

что не могъ видеть, оставаясь верными

своему началу) въ Пушкине великаго поэта.

И потому вы или вовсе отвергнете основ­

ное начало критики Мерзлякова и, следо­

вательно, его выводы, или во всеми согла­

ситесь съ ними. А у этихъ господъ все

смешано и перемешано: въ ихъ книге мирно

уживаются самыя разнородныя, противоре-

чащш понятая, — и то, что дважды-два—

четыре, и то, что дважды-два—пять съ по­

ловиной...

Темъ важнее теперь появлеше всякаго

опыта дсторш русской литературы, хоть

сколько-нибудь отдичающагоея самое гоятель-

ньшъ взглядомъ на вредметъ и носледо-

довательностью въ выводахъ. Но опыта Ни­

китенко далеко не принадлежита къ чи­

слу какихъ-нибудь и сколько-нибудь сное-

ныхъ или порядочныхъ опытовъ: онъ обе­

щ а т ь гораздо больше. Говорину об:Ь-

щаетъ, потому что «Опыта» пока состоит*

еще только въ одномъ введенш; но это

введете темъ не менее даетъ надеяться

читателю найти въ исторш русской литера-

туры Никитенко еочинеше прекрасное и но

взгляду на предмета, и по изложение содер­

жант, — еочинеше, бодЕе чемъ прекрас­

ное, еочинеше дельное. Но пока оно еще

не въ рукахъ публики, пока мы еще не

прочли его, поговиримъ пока не о буду­

щему а о настоящему поговоримъ о «Вве­

ден! и», темъ более, что, обещая хорошую

исторш русской литературы, оно въ то же

время и само по себе, какъ отдельное произ­

ведете, заслуживаешь большого вниматя.

Содержате этого «Введешя» само по себе

можетъ служить предметами особеняаго со­

чинешя, и потому, пока не явятся въ светъ

остадьныя частя труда Никитенко, — мы

имеемъ право раземотреть его «Введете»,

какъ само по себе полное и оконченное со-

чинеше.

Вота предметы, которые разематриваются

во «Введенш» къ исторш русской литера­

туры: 1) идея и значите исторш литера­

туры;

'¿)

методъ нзучешя исторш литера­

туры; 3) источники исторш литературы;

4) идея и значеше исторш литературы рус­

ской; 5) разденете исторш русской лите­

ратуры на перщды. Этотъ простой перечень

главу изъ которыхъ состоять «Введете»,

много говорить въ пользу сочинешя, сви­

детельствуя, что авторъ начали съ начала

и принялся за те вопросы, рЕшете кото­

рыхъ должно быть положено во главу,

краеугольными камнемъ исторш русской

литературы, и что въ посхедующихъ ча-

стяхъ труда его изложете фактовъ будетъ

озарено светомъ мысли. Мы еейчасъ уви-

димъ, какъ счастливо успедъ авторъ избе-