Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  420 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 420 / 734 Next Page
Page Background

65

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

6 6

ге'тальностш я бездарностью, умомъ и глу­

постью, красотой и безобразденъ, потому

что между

всёми

этими крайностями есть

посредству

ишпя

звенья, переходы ж

опёнки

незаметные и невидимые.

Р

ёзкой

черты

нёгъ

, но черта есть. Истинно-художествен­

ное проквведенie безсмертно; оно составля­

ете

вёчный

каниталъ литературы. Оно при1

своемъ появленш ‘иногда можетъ быть да­

же не узнано и не признано современниками,

не только толпой, но

ж

учеными; однако жъ

оно возьметъ свое, и будут:;;

поколёнш

преклонятся передъ нимъ, вдохновенный

ВЁЮЩИМЪ

въ немъ духомъ

НОВОЙ ЖИЗНИ.

Беллетристически! произведенщ, напротивъ,

могутъ добиваться только развЁ

долговёч

-

ности, но никогда не достигнута безсмер-

xiii; родятся они тысячами, — тысячами и

умираютъ; вчера еще побЁдоноеныя, вла-

дёвшн

внамашемъ евЁта, восхищавши и

радовавшш его, веселый, горд ая,

свёжш

,

ярки. блестящая,—сегодня они уже блек­

нуть, вянуть, а завтра ихъ

нётъ

.

Всего болЁе

ж всего чаще они

имёютъ

огромный уепЁхъ

нри своемъ появленш; толпа тотчасъ же

провозглашаете ихъ гешальньши произве­

дении и. кромЁ нхъ не хочеть ничего знать,

ничего читать, пн о чемъ слышать, ни о

чемъ говорить; по время вдеть, и колоссаль­

ное, великое произведете умираете вмалЁ,

ж неблагодарная толпа забываетъ даже,

какъ она превозносила его, и нагло отпи­

рается даже отъ знакомства сь нимъ, какъ

отпираются люди отъ знакомства съ разо­

рившимся богачом ь, у поп. которого не­

давно пол зай они...

Но лот. »того еще не сдЁдуетъ, чтобь

бвджетриотнтееюя эфемериды были ничтож­

ными яшеишяц и не заслуживала вниманш

ж

уважешм людей

дёльныхъ

. Н

ётъ

,

онё

не­

обходимы,

онё

пмё

.

югт

,

великое апачеnie,

ве-

ашпй емыелъ. Само искусство такъ же не за-

мЁштгъ ихъ, шгь к

онё

не аамЁнять искус­

ства; онЬ необходимы и благодЁтельиы, какъ

и художественный прожаведешя, О

нё

—искус­

ство толпы; безъ нить толпа была бы ли­

шена баагодЁянШ искусства. Оверхъ того,

въ беллетристика выражаются потребности

наотоящаго, душа и вопрооъ дни, которыхь

иногда не предчувствовала иа наука, ни

искусство, на сюмгъ авторъ подобного бел-

нетрнотнческаго пролюедешя. СлЁдователь-

но, подобный жрожэнедадш, такъ же какъ

и наука, и искусство, бывать живыми от-

кровевшмн дМотвитедьностж, живой

почвой

истины ж вершите будущего.

Hniiib, мы нашла уже три области лите­

ратуры; науку, жожуеотво

(пожню)

и белле­

тристику. Но это еще не вое: остается еще

область, неназванная вами, но не мевЁв ве­

ликая и нижний, особенно въ наше время,

Сон, В'МншжАго,

T. IY.

въ которое она такъ развилась и усилилась-

Для этой области

нётъ

названш на русскомъ

языкё

,

и потому мы назовемъ ее такъ, какъ

она называется тамъ,

гдё

родилась,

гдё

ея

владычество и сила—прессой (la presse). Въ

эту область литературы входятъ журнали­

стика, брошюра, словомъ—все, что легко,

изящно и доступно для

всёхъ

и каждаго,

для общества, для толпы, что нопуляризу-

етъ, обобщаетъ идеи, знакомить съ резуль­

татами науки и искусства и распространя-

етъ энциклопедическое образована, превра-

щаетъ интересы и вопросы, самые отвле­

ченные и гдубоше, въ интересы и вопросы

жизни, для

всёхъ

и каждаго равно близки

и важные, словомъ, сближает ь ' науку и

искусство съ жизнью.

Теперь взглянемъ на взаимный отноше­

ния этихъ четырехъ областей литературы,

чтобъ увидЁть, какъ и въ какой мЁрЁ

всё

онё

могутъ служить содержаюемъ исторш

литературы.

Наука имЁетъ свою исторш, искусство

также; но искусствъ много, ж каждое изъ

нихъ, независимо отъ другихъ, можетъ

имёть

свою исторш, слЁдоватедьно, и сло­

весное или литературное искусство—пожня.

Но исторш поэзш б.езъ связи съ историй

беллетристики и прессы вообще была бы не­

полна и одноотороння; слЁдоватедьно, она

такъ и просится сама въ исторпо литера­

туры, какъ одна изъ главнЁйшихъ и суще-

ственн'Мшихъ частей ея/ Наука, несмотря

на всю свою противоположность поэзш, не

можетъ не дЁйетвовахь на нее, ни не при­

нимать на себя ея влшнш. Мы не будемъ

говорить уже о томъ, какъ дЁйствуетъ

философ1я на поэзш и пожня на философш:

это завлекло бы слишкомъ далеко; скажемъ

только, что никакъ невозможно отрицать

хотя не прямого и невиднмаго влшнш на

искусство даже положительныхъ ваукъ,

какова, напримЁръ, математика. Новый спо-

собъ рЁшать теорему, конечно, не можете

имёть

никакого влшнш на искусство; но

рЁшеше вопроса о круглот); земли и ея

обращении вокругъ неподвжжнаго въ отно-

шенш тп. ней солнца, о движенщ всей мфо­

ной системы,—рЁшеше такихъ вопросовъ,

развязавъ умы, сдЁлавъ ихъ емЁлЁе и по-

дётиотЁе, могло ли не

имёть

влшнш на фан­

тазию поэта и его произведенш? Все живое

въ связи между собою; наука и искусство

суть стороны бытш, которое едино и

цёло

:

могутъ ли стороны одного предмета быть

чужды другъ другу? Итакъ, исторш науки

должна входить

въ

исторш литературы, по

крайней мЬрЁ въ той мЁрЁ, въ какой наука,

по евоимъ результатамъ, имЁла влште на

искусство. Влште поэзш на беллетристику

очевидно: беллетристика есть также поэзш,

3