Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  417 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 417 / 734 Next Page
Page Background

59

отпитая: в.

г.

в

-

ьлиискаго

.

яи

жать двухъ крайностей, которыя для пи­

сателей бываютъ Сцилдой и Харибдой—ус-

Б'Ьлъ избежать односторонняго идеализма,

гордо отвергающаго изучены фактовъ, и

односторонняго эмпиризма, который доро­

жить только мертвой буквой и, набирая

факта на факта, подавляется безподезнымъ

избыткомъ собственныхъ прюбрйтетй и за-

воеванШ. Авторъ «Введены» начинаетъ пря-

мымъ нанадешемъ на последнюю край­

ность...

Въ мы с л и , въ и д е й видптъ авторъ

таинственную психею народной жизни, ко­

торая составляетъ еодержаше иеторш; а

преимущественно откровеше этой мысли,

этой идеи видитъ онъ въ с л о в е . «Чело­

века,,—говорить онъ,—есть органъ мысли;

это верховнойшее изъ его преимущеетвъ,

долга его, злополучы и благо.» По нашему

мнйрлю

,

думать такъ, значить — думать

справедливо объ иеторш. 'Несмотря одна­

ко жъ (говорить авторъ) ни на очевидность

уепйховъ мыслительной деятельности, ни

на требоваше века, мнопе писатели не

совсймъ еще чуждаются прежней методы

и воззрешй иеторш. Направлены, харак-

теръ и мысли народной, выраженные въ

слове, судьба науки и литературы у нихъ

все еще составляетъ одно какое-то допол­

нены къ жизни внешней. Они, кажется, до

сихъ доръ не довольно вникли въ тйсную

органическую связь глубокпхъ ннутрешшхъ

явлетй этого рода со внешними; ихъ не

слйдуетъ разлучать тамъ, где дйло идетъ

о полноте знаны. Такое положены науки

делаете необходимыми спещализироваяы

главнейшихъ элементовъ иеторш, и мы

принуждены изъ иеторш литературы со­

ставлять особую науку, тогда какъ настоя­

щее ея место въ общей великой науке,

обнимающей жизнь и судьбу народа въ

целости и нераздельно.» Вотъ истинный

взглядъ на иеторш литературы! Иеторш на­

рода есть иеторш развиты мысли, выра­

женной и непосредственной, и сознательной

стороной жизни народа, а мысль народа

преимущественно выражается въ его ли­

тературе, потому что обнаруживается въ

ней прямее и сознательнее. Правда, лите­

ратура не есть исключительное и полное вы­

ражены умственной жизни народа, которая

еще высказывается и въ искусстве въ обшир-

номъ значенш этого слова. Громадные хра­

мы Индщ, высеченные изъ скалъ, построен­

ные изъ горъ, стоять «Махабгараты» или

«Рамайяны»; изящные памятники древней

греческой архитектуры и скульптуры со-

ставляютъ какъ бы одно съ «Йлыдой»,

«Одиссеей» и трагедыми; огромный римскш

здашя, ознаменоЕанныя печатью граждан-

скаго и государственнаго величш, не менее

повествованш Тита Ливы и Таипта, по ме­

не!' ГОстишанова кодекса свидетельствуютъ

о биты народа, который былъ державнымъ

владыкой игра, властелиномъ царей и на-

родовъ и который, даже по смерти своей,

внесъ преобдадающШ элемента своей жи­

зни въ жизнь новЬйпгахъ народовъ Европы,

ознакомивъ ихъ съ лучшими идеями о пра­

ве. Въ готическихъ соборахъ, картинахъ

и музыке мастеровъ среднихъ вековъ жизнь

этой по преимуществу религюзно-хриетшн-

ско-католической эпохи отразилась едва ли

еще не полнее и роскошнее* нежели въ

поэме Данте и романсахъ менестрелей. И

теперь,

въ

наше время, жизнь народовъ

выражается не въ одной литературе, а

только преимущественно въ литературе. Это,

впрочемъ, было и всегда, за исключеюемъ

разве среднихъ вековъ. Кроме того, что

литература объемлетъ •¿собою несравненно

обширнМнпй круга народнаго созданы, не­

жели всякое другое искусство,—ея памятни­

ки прочнее, несокрушимее, вековечпЬе, по­

тому что она, по сущности своей, духовнее

другихъ искусствъ, менее зависите отъ ма-

тершльныхъ средствъ.

Но здесь есть недоразумены: мы назвали

литературу пскусствомъ и противопоставили

ее другимъ искусетвамъ. Это не совсймъ

определительно, и на этотъ счета надо

яснее выразиться: надо начать съ начала,

надо определить литературу, съ точностью

указать, что входить въ ея круга, съ

чемъ она соприкасается, и что должно

исключать изъ ея круга/ Авторъ «Опыта»,

какъ и должно, не миновалъ этого вопроса,

но раземотрелъ и по-своему решилъ его.

Онъ начинаетъ разематривать его съ отно-

тиешй между частнымъ и ' общимъ, вацш-

нальнымъ и общечеловеческимъ, и въ осно­

ву сокровенной внутренней жизни литера­

туры полагаете, общы всему человечеству

идеи разума...

Во всемъ, что онъ говорилъ но этому по­

воду, много истины, и все очень близко къ

истине, многое выражено необыкновенно

удачно и определенно; но намъ кажется,

что тута вопросъ решеяъ не вполне удо­

влетворительно. Прежде всего обратимъ вни-

м ате на то, что Никитенко противопо­

ставляет. н а у к у л и т е р а т у р е . Это не со-

всемъ верно съ его же собственной точки

зрЪнш на литературу, потому что подъ его

определены литературы подходить и паука,

какъ «мысль человеческая, возникающая

у народа вместе съ нимъ изъ его духа,

жизни, историческихъ и местныхъ обстоя-

телъствъ и посредствомъ слова выражаю­

щая

свое народо-человеческое развиты

подъ совокупнымъ влшшемъ верховныхъ и

всеобщихъ идей истиннаго и изящнаго.»