63
СОЧШГКШЯ в .
Г.
БМИНСКАГО.
64
онъ въ себе воинственный пылъ, готовясь
на битву; въ песне изливаешь онъ и горе,
и радость. Но неизмеримое пространство
разделяешь народную пЬсню отъ художе
ственной поэмы или драмы. Въ образованныхъ
обществахъ (у которыхъ однихъ можетъ
быть художественная поэзы) художествен
ный произведена имеюсь обширный кругъ
читателей, а драматическая поэзы, чрезъ
театръ, делается доступной даже безгра
мотными людямъ. Однако жъ изъ этого еще
не следуешь, чтобъ художественный произ-
б
еден!я были не только доступны всему
обществу, но н вполне доступны только
его меньшей части. Для полнаго, истин наго
постижения искусства, а следовательно, и
полнаго, истиннаго наслаждены иыъ необхо
димо основательное изучен! е, развитое;—
э с т е т и ч е с к о е ч у в с т в о , получаемое че-
ловйкомъ ОТЪ прир ды, должно возвыситься на
степень э с т е т и ч е с к а г о в к у с а , нршбре-
таемаго изучешемъ и развитоемъ. А это воз
можно только для тЬхъ, кто на искусство смо-
тритъ не какъ на прытное препровождены
времени, веселое занятое отъ нечего-делать
или легкое средство отъ скуки, но кто ви-
дитъ въ искусстве серьезное дело, требую
щее размышлеюя, вызывающее на мысль,
развивающее и умъ, и сердце. Искусство
должно иметь не однихъ только диллетан-
товъ, но и жрецовъ, героевъ и мучениковъ,
которые, не производя ничего сами, тЬмъ
не мен'Ье занимаются имъ какъ деломъ
своей жизни, какъ своимъ назначен¡емъ,
горячо берутъ
еъ
сердцу его усцехи, его
ослабеете, его упадокъ; изучая его сами,
объясняютъ его другнмъ. Это та же наука,
та же ученость, потому что для истиннаго
постижения искусства, для истиннаго на
слаждены имъ нужно много и много всегда
н всегда учиться, и при томъ учиться мно
гому такому, что, невидимому, находится
совершенно вне сферы искусства. Сами д и
летанты, эти любезники искусства, ищущие
въ немъ только наслаждешя и развлечены,
сами диллетанты разделяются на множество
разрядовъ по степени ихъ страсти или
пристрастия къ искусству. Для толпы же
собственно существуютъ только результаты
искусства, и то безъ ихъ ведома и созна
ны: само искусство вовсе не существуетъ
для нея такъ же, какъ и наука. Толпа ни
когда не понимаетъ высокнхъ произведет®
искусства, и они редко ей нравятся, пото
му что, какъ мы сказали выше, искусство
требуетъ изучены,
требуетъ
особениаго
посвящен] я въ его таинства. А между шЬмъ
необходимо, чтобъ и у толпы было свое
искусство, своя литература.
К
толпа имеетъ
то и другое въ такъ-называемой б е л л е
т р и с т и к е , за яеимешвмъ другого, более
определительнаго термина. ДЬятели белле
тристики— таланты, иногда болып]е, всего
чаще малые. Беллетристика (belles-lettres)
есть ежедневная пища общества, которая
переменяется ежедневно, потому что одни
и те же блюда скоро надоедаготъ. Белле
тристика относится къ искусству, какъ гра-
вюры и литографы относятся къ картинамъ,
какъ статуэтки и фигурки, бронзовыя, мра-
морныя и гипсовым,— къ вековЬчнымъ про-
изведенымъ скульптуры, къ статуямъ Ве
неры Медцчейской и Аполлона Бельведер-
скаго. Какъ бы ни была хороша гравюра
или литографы, хотя бы это была мастер
ская копы съ мастерской картины, она—
не более, какъ украшены вашей комнаты,
— украшены, которое скоро наскучаетъ, и вы
спёшите заметить ее другой, какъ спеши
те переменить мебель, обои вашихъ ком
ната, занавески вашихъ оконъ, сообра
зуясь съ требоваными моды. Но если вы
владеете
картиной великаго
мастера и
если умеете понимать ее,— она никогда не
наскучить вамъ, вы никогда не выучите
ее наизусть, но всегда будете открывать
въ ней новый красоты, прежде незамечен
ный вами; вы повесите ее не для украше
ны комнаты, потому что комната, какъ бы
ни была великолепна, такъ же не отбить
этой картины, такъ же недостойна укра
шаться ею, какъ не стбитъ она человека.
И вы для этой картины выберете не луч
шую, не великолепнейшую, не роскошней
шую, а удобнейшую, хотя бы самую простую
комнату вашего
дома,— комнату, которая
должна быть удобно для картины освеще
на и въ которой не должно быть никакихъ
игрушекъ. Изъ сказаннаго видно, въ чемъ
состоишь существенная .разница между ху
дожественными и беллетристическими про-
изведеными. Ведь и гравюра, и статуэтка
принадлежать къ области изящнаго, и въ
нихъ есть и творчество, и художественность;
но въ какой M ip t— вотъ вопросъ! Мало
этого: все эти игрушки, все домашнш при
надлежности— дампы, жирандоли, шандалы,
чернильницы, прессъ-папье,
сигарочницы,
мебель, и пр., и пр.,— все эти вещи теперь
дАлаются съ такимъ вкусомъ, такимъ изя-
ществомъ, что те, которые изобретаютъ
ихъ форму, более имеютъ право называться
артистами, нежели мастеровыми. Но есте
ственно, что гравюры и статуэтки стоять
еще на высшей степени художественности,
нежели домашняя утварь, и более, нежели
она, принадлежать къ
Mipy
изящнаго. Ж
такъ, где же, въ чемъ же та резкая
черта, которая отделяешь искусство отъ
беллетристики?— резкой черты нътъ и быть
не можетъ, такъ же, какъ и въ пеиходоги-
ческомъ wipe нетъ резкой черты между