Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  419 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 419 / 734 Next Page
Page Background

63

СОЧШГКШЯ в .

Г.

БМИНСКАГО.

64

онъ въ себе воинственный пылъ, готовясь

на битву; въ песне изливаешь онъ и горе,

и радость. Но неизмеримое пространство

разделяешь народную пЬсню отъ художе­

ственной поэмы или драмы. Въ образованныхъ

обществахъ (у которыхъ однихъ можетъ

быть художественная поэзы) художествен­

ный произведена имеюсь обширный кругъ

читателей, а драматическая поэзы, чрезъ

театръ, делается доступной даже безгра­

мотными людямъ. Однако жъ изъ этого еще

не следуешь, чтобъ художественный произ-

б

еден!я были не только доступны всему

обществу, но н вполне доступны только

его меньшей части. Для полнаго, истин наго

постижения искусства, а следовательно, и

полнаго, истиннаго наслаждены иыъ необхо­

димо основательное изучен! е, развитое;—

э с т е т и ч е с к о е ч у в с т в о , получаемое че-

ловйкомъ ОТЪ прир ды, должно возвыситься на

степень э с т е т и ч е с к а г о в к у с а , нршбре-

таемаго изучешемъ и развитоемъ. А это воз­

можно только для тЬхъ, кто на искусство смо-

тритъ не какъ на прытное препровождены

времени, веселое занятое отъ нечего-делать

или легкое средство отъ скуки, но кто ви-

дитъ въ искусстве серьезное дело, требую­

щее размышлеюя, вызывающее на мысль,

развивающее и умъ, и сердце. Искусство

должно иметь не однихъ только диллетан-

товъ, но и жрецовъ, героевъ и мучениковъ,

которые, не производя ничего сами, тЬмъ

не мен'Ье занимаются имъ какъ деломъ

своей жизни, какъ своимъ назначен¡емъ,

горячо берутъ

еъ

сердцу его усцехи, его

ослабеете, его упадокъ; изучая его сами,

объясняютъ его другнмъ. Это та же наука,

та же ученость, потому что для истиннаго

постижения искусства, для истиннаго на­

слаждены имъ нужно много и много всегда

н всегда учиться, и при томъ учиться мно­

гому такому, что, невидимому, находится

совершенно вне сферы искусства. Сами д и ­

летанты, эти любезники искусства, ищущие

въ немъ только наслаждешя и развлечены,

сами диллетанты разделяются на множество

разрядовъ по степени ихъ страсти или

пристрастия къ искусству. Для толпы же

собственно существуютъ только результаты

искусства, и то безъ ихъ ведома и созна­

ны: само искусство вовсе не существуетъ

для нея такъ же, какъ и наука. Толпа ни­

когда не понимаетъ высокнхъ произведет®

искусства, и они редко ей нравятся, пото­

му что, какъ мы сказали выше, искусство

требуетъ изучены,

требуетъ

особениаго

посвящен] я въ его таинства. А между шЬмъ

необходимо, чтобъ и у толпы было свое

искусство, своя литература.

К

толпа имеетъ

то и другое въ такъ-называемой б е л л е ­

т р и с т и к е , за яеимешвмъ другого, более

определительнаго термина. ДЬятели белле­

тристики— таланты, иногда болып]е, всего

чаще малые. Беллетристика (belles-lettres)

есть ежедневная пища общества, которая

переменяется ежедневно, потому что одни

и те же блюда скоро надоедаготъ. Белле­

тристика относится къ искусству, какъ гра-

вюры и литографы относятся къ картинамъ,

какъ статуэтки и фигурки, бронзовыя, мра-

морныя и гипсовым,— къ вековЬчнымъ про-

изведенымъ скульптуры, къ статуямъ Ве­

неры Медцчейской и Аполлона Бельведер-

скаго. Какъ бы ни была хороша гравюра

или литографы, хотя бы это была мастер­

ская копы съ мастерской картины, она—

не более, какъ украшены вашей комнаты,

— украшены, которое скоро наскучаетъ, и вы

спёшите заметить ее другой, какъ спеши­

те переменить мебель, обои вашихъ ком­

ната, занавески вашихъ оконъ, сообра­

зуясь съ требоваными моды. Но если вы

владеете

картиной великаго

мастера и

если умеете понимать ее,— она никогда не

наскучить вамъ, вы никогда не выучите

ее наизусть, но всегда будете открывать

въ ней новый красоты, прежде незамечен­

ный вами; вы повесите ее не для украше­

ны комнаты, потому что комната, какъ бы

ни была великолепна, такъ же не отбить

этой картины, такъ же недостойна укра­

шаться ею, какъ не стбитъ она человека.

И вы для этой картины выберете не луч­

шую, не великолепнейшую, не роскошней­

шую, а удобнейшую, хотя бы самую простую

комнату вашего

дома,— комнату, которая

должна быть удобно для картины освеще­

на и въ которой не должно быть никакихъ

игрушекъ. Изъ сказаннаго видно, въ чемъ

состоишь существенная .разница между ху­

дожественными и беллетристическими про-

изведеными. Ведь и гравюра, и статуэтка

принадлежать къ области изящнаго, и въ

нихъ есть и творчество, и художественность;

но въ какой M ip t— вотъ вопросъ! Мало

этого: все эти игрушки, все домашнш при­

надлежности— дампы, жирандоли, шандалы,

чернильницы, прессъ-папье,

сигарочницы,

мебель, и пр., и пр.,— все эти вещи теперь

дАлаются съ такимъ вкусомъ, такимъ изя-

ществомъ, что те, которые изобретаютъ

ихъ форму, более имеютъ право называться

артистами, нежели мастеровыми. Но есте­

ственно, что гравюры и статуэтки стоять

еще на высшей степени художественности,

нежели домашняя утварь, и более, нежели

она, принадлежать къ

Mipy

изящнаго. Ж

такъ, где же, въ чемъ же та резкая

черта, которая отделяешь искусство отъ

беллетристики?— резкой черты нътъ и быть

не можетъ, такъ же, какъ и въ пеиходоги-

ческомъ wipe нетъ резкой черты между