Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  418 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 418 / 734 Next Page
Page Background

6 1

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

6 2

Повторяемъ: это опред&лете такъ же идетъ

и къ наук!, какъ и къ литератур1!, и по

этому самому не выражаетъ в!рно ни той,

ни другой. Содержите науки и литературы

одно и то же—истина; следовательно, вся

разница между ними состоять только въ

форм!, въ метод!, въ пути, въ способ!,

которыми каждая изъ нихъ выражаетъ

истину. Такъ какъ у об!ихъ одно и то же

орудге выражеяш—с л о в о то и отделить

ихъ другъ отъ друга можно только на су-

щественномъ отличи. Литература, въ об-

ширномъ значенш, обнимаетъ собою и науку,

и потому говорится: лутература исторш, ли­

тература химии, литература, медицины и т. д.

Такимъ образомъ въ этомъ смысл! сама

наука относится къ литератур!, какъ видъ

къ роду, какъ часть къ ц!лому. Противо-

поставивъ литератур! науку, авторъ хот!дъ

ясн!е и точн!е определить первую черезъ

ея противоположность. Ц!ль хорошая и

средство в!рное; но тутъ есть ошибка, ко­

торая парализировала средство и не допу­

стила вполн! достичь ц!ли: авторъ упустилъ

изъ вида и с к у с с т в о , которое и следовало

противопоставить литератур!, чтобъ точно

и в!рно определить посл!днюю. Но, можетъ

быть, мы сами ошибаемся, и авторъ подъ

литературой разум!етъ именно искусство.

Въ такомъ случа! его ошибка дЬлаетея

еще большей. Во-первыхъ, подъ его опре-

д!лен1е литературы искусство никакъ не

подойдетъ, потому что въ этомъ опред!ле-

ши н !тъ ни слова о творчеств!; во-вто-

рыхъ, литература состоитъ не изъ однихъ

только произведешй искусства. Говоря объ

искусств! по поводу литературы, должно

разум!ть искусство словесное, т. е. поэзш.

ОпредЪлить поэзш — значить определить

и архитектуру, и скульптуру, и живо­

пись, и музыку, сколько и поэзш, по­

тому что последняя отъ первыхъ разнится

не сущностью, а способомъ выраженш.

Правда, этотъ способъ, т. е. слово, д!лаетъ

ее выше вс!хъ другихъ искусствъ и произ­

водить ц!лый кругъ эстетическихъ зако-

новъ, только ей одной свойственныхъ и

всякому другому искусству чужихъ. Но это

показываетъ только, что теорзя поэзш суще­

ственно разделяется на дв! части—общую

и прикладную; въ первой объясняется

значеше искусства вообще и излагаются

законы, равно обпце вс!мъ искусствамъ; а

во второй поэзш разсматривается какъ осо­

бенное искусство, им!ющее свои, только ей

свойственные законы. Вотъ это то с л о в е с ­

н о е или л и т е р а т у р н о е искусство,

т. е. п о э з М , и должно противополагаться

наук!, для взаимнаго опред'Ьленш той и

другой, какъ двухъ самостоятельныхъ обла­

стей литературы. Въ такомъ случа! ихъ

различш очевидно: наука—область спеку-

лятивнаго, дшлектяческаго развитш истины,

какъ мысли прямо, безъ всякаго посредства

образовъ. Главный дЬятель науки — умъ,

и всего мен!е фантазш. Искусство, сл!до-

вательно, и поэзш, есть, напротивъ, н е п о ­

с р е д с т в е н н о е развитш истины, въ но-

торомъ мысль высказывается черезъ образъ

и въ которомъ главный д!ятель есть фан­

тазш. Наука, разлагающей д!ятельностью раз-

судка, отвлекаетъ обпця идеи отъ живыхъ

явлений. Искусство, творящей д!ятельностью

фантазии, общш идеи являетъ живыми

образами. Наука мертва для непосвящен-

наго въ ея таинства; искусство оказываешь

свое влшше иногда падь самыми грубыми

и нев!жественными людьми. Наука требуешь

всей жизни челов!ка, всего челов!ка, искус­

ство бол!е пли меп!е дается почти всякому.

Наука дМствуетъ мыслью прямо на умъ;

искусство дМствуетъ непосредственно на

чувство человМа. Это два полюса, совершен­

но противоположные. Только въ исторш наука

и искусство соединяются вм!ег ! для доетиже-

нш одной и той же ц!ли, потому что въ

наше время исторш есть столько же ученое,

по внутреннему содержанш, сколько худо­

жественное, по изложение, произведете. До-

сел! мы говорили о наук! спекулятивной,

которая весь мфъ явлений переводитъ на

языкъ мысли, идеи, и въ которой бъше

является едиными жзъ самого себя в!чно

развивающимся идеальными началомъ; другая

наука - наука опытная, эмпирическая, терп!-

ливымъ и постоянными трудомъ медленно,

гаагъ за шагомъ, прюбр!тающая и пригото­

вляющая поприще для завоеватй мысли,—

эта наука тоже противоположна искусству.

Она находить, разлагаешь, сравниваетъ, при­

водить въ порядокъ безконечяый м1ръ

фактовъ, классыфицируетъ ихъ. Она тоже

не для толпы, а для избранныхъ, тоже

требуетъ всей жизни человМа, всего чело­

вМа, также им!етъ своихъ героевъ и муче-

никовъ.

йтакъ, вотъ первое различш науки отъ

искусства въ отношенш къ обществу; тайны

ея, т. е. процессъ ея д!ятельности, досту-

пенъ только для посвященныхъ, для тру-

жениковъ, по страсти обрекшихъ себя ея

служент,—сл!довательно, для самой малМ-

шей части общества: результаты же науки

доступны уже для большей части общества,

т. е. не для однихъ ученыхъ, но и для дил-

летантовъ. Искусство, напротивъ, по его

доступности, существуетъ для вс!хъ, хотя

и не въ равной м !р!, и не для вс!хъ оди­

наково.

Искусство существуетъ даже для дикихъ

народовъ. П!сяъю дикарь торжествуем, свою

поб!ду надъ врагомъ; п!снью возбуждаетъ