6 1
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
6 2
Повторяемъ: это опред&лете такъ же идетъ
и къ наук!, какъ и къ литератур1!, и по
этому самому не выражаетъ в!рно ни той,
ни другой. Содержите науки и литературы
одно и то же—истина; следовательно, вся
разница между ними состоять только въ
форм!, въ метод!, въ пути, въ способ!,
которыми каждая изъ нихъ выражаетъ
истину. Такъ какъ у об!ихъ одно и то же
орудге выражеяш—с л о в о то и отделить
ихъ другъ отъ друга можно только на су-
щественномъ отличи. Литература, въ об-
ширномъ значенш, обнимаетъ собою и науку,
и потому говорится: лутература исторш, ли
тература химии, литература, медицины и т. д.
Такимъ образомъ въ этомъ смысл! сама
наука относится къ литератур!, какъ видъ
къ роду, какъ часть къ ц!лому. Противо-
поставивъ литератур! науку, авторъ хот!дъ
ясн!е и точн!е определить первую черезъ
ея противоположность. Ц!ль хорошая и
средство в!рное; но тутъ есть ошибка, ко
торая парализировала средство и не допу
стила вполн! достичь ц!ли: авторъ упустилъ
изъ вида и с к у с с т в о , которое и следовало
противопоставить литератур!, чтобъ точно
и в!рно определить посл!днюю. Но, можетъ
быть, мы сами ошибаемся, и авторъ подъ
литературой разум!етъ именно искусство.
Въ такомъ случа! его ошибка дЬлаетея
еще большей. Во-первыхъ, подъ его опре-
д!лен1е литературы искусство никакъ не
подойдетъ, потому что въ этомъ опред!ле-
ши н !тъ ни слова о творчеств!; во-вто-
рыхъ, литература состоитъ не изъ однихъ
только произведешй искусства. Говоря объ
искусств! по поводу литературы, должно
разум!ть искусство словесное, т. е. поэзш.
ОпредЪлить поэзш — значить определить
и архитектуру, и скульптуру, и живо
пись, и музыку, сколько и поэзш, по
тому что последняя отъ первыхъ разнится
не сущностью, а способомъ выраженш.
Правда, этотъ способъ, т. е. слово, д!лаетъ
ее выше вс!хъ другихъ искусствъ и произ
водить ц!лый кругъ эстетическихъ зако-
новъ, только ей одной свойственныхъ и
всякому другому искусству чужихъ. Но это
показываетъ только, что теорзя поэзш суще
ственно разделяется на дв! части—общую
и прикладную; въ первой объясняется
значеше искусства вообще и излагаются
законы, равно обпце вс!мъ искусствамъ; а
во второй поэзш разсматривается какъ осо
бенное искусство, им!ющее свои, только ей
свойственные законы. Вотъ это то с л о в е с
н о е или л и т е р а т у р н о е искусство,
т. е. п о э з М , и должно противополагаться
наук!, для взаимнаго опред'Ьленш той и
другой, какъ двухъ самостоятельныхъ обла
стей литературы. Въ такомъ случа! ихъ
различш очевидно: наука—область спеку-
лятивнаго, дшлектяческаго развитш истины,
какъ мысли прямо, безъ всякаго посредства
образовъ. Главный дЬятель науки — умъ,
и всего мен!е фантазш. Искусство, сл!до-
вательно, и поэзш, есть, напротивъ, н е п о
с р е д с т в е н н о е развитш истины, въ но-
торомъ мысль высказывается черезъ образъ
и въ которомъ главный д!ятель есть фан
тазш. Наука, разлагающей д!ятельностью раз-
судка, отвлекаетъ обпця идеи отъ живыхъ
явлений. Искусство, творящей д!ятельностью
фантазии, общш идеи являетъ живыми
образами. Наука мертва для непосвящен-
наго въ ея таинства; искусство оказываешь
свое влшше иногда падь самыми грубыми
и нев!жественными людьми. Наука требуешь
всей жизни челов!ка, всего челов!ка, искус
ство бол!е пли меп!е дается почти всякому.
Наука дМствуетъ мыслью прямо на умъ;
искусство дМствуетъ непосредственно на
чувство человМа. Это два полюса, совершен
но противоположные. Только въ исторш наука
и искусство соединяются вм!ег ! для доетиже-
нш одной и той же ц!ли, потому что въ
наше время исторш есть столько же ученое,
по внутреннему содержанш, сколько худо
жественное, по изложение, произведете. До-
сел! мы говорили о наук! спекулятивной,
которая весь мфъ явлений переводитъ на
языкъ мысли, идеи, и въ которой бъше
является едиными жзъ самого себя в!чно
развивающимся идеальными началомъ; другая
наука - наука опытная, эмпирическая, терп!-
ливымъ и постоянными трудомъ медленно,
гаагъ за шагомъ, прюбр!тающая и пригото
вляющая поприще для завоеватй мысли,—
эта наука тоже противоположна искусству.
Она находить, разлагаешь, сравниваетъ, при
водить въ порядокъ безконечяый м1ръ
фактовъ, классыфицируетъ ихъ. Она тоже
не для толпы, а для избранныхъ, тоже
требуетъ всей жизни человМа, всего чело
вМа, также им!етъ своихъ героевъ и муче-
никовъ.
йтакъ, вотъ первое различш науки отъ
искусства въ отношенш къ обществу; тайны
ея, т. е. процессъ ея д!ятельности, досту-
пенъ только для посвященныхъ, для тру-
жениковъ, по страсти обрекшихъ себя ея
служент,—сл!довательно, для самой малМ-
шей части общества: результаты же науки
доступны уже для большей части общества,
т. е. не для однихъ ученыхъ, но и для дил-
летантовъ. Искусство, напротивъ, по его
доступности, существуетъ для вс!хъ, хотя
и не въ равной м !р!, и не для вс!хъ оди
наково.
Искусство существуетъ даже для дикихъ
народовъ. П!сяъю дикарь торжествуем, свою
поб!ду надъ врагомъ; п!снью возбуждаетъ