55
С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЬЛИНСКАГО.
56
свойственной,
критической
проницатель
ностью, заметили, что въ русской яоэзщ
до появленш Венедиктова не было мысли;—
заметьте: не было мысли въ поэзш, кото
рой представителями были Державинъ, Фон
визину Крылову ЖуковекШ, Батюшкову
Пушкинъ и Грибоедову—а, но мнению
ТТГе-
вырева, ея представителями были еще и
Языновъ, Хомяковъ и tutti quan ti.. Воть
его собственный слова: «Это была эпоха
изящнаго матершдизма въ ноэзш... Слухь
нашъ дрожалъ отъ какой-то роскоши раз-
дражительныхъ звуковъ... упивался ими.
скользилъ по нимъ, иногда не вслушиваясь
въ нихъ... Воображеше наслаждалось кар
тинами, но болёв чувственными... Иногда
только внутреннее чувство, чувство сердеч
ное и особенно чувство грусти неземной,
веяло чЬмъ-то духовными въ нашей поэ-
з1и... Но материлизмъ торжествовали падь
всеми... Формы убивали духи... Нужные,
сладше, уиоительиые звуки оплетали насъ
своей невидимой сетью...» Итакъ, въ этой
ноэзш недоставало мысли: Венедикговъ—-
первый поэтъ, въ поэзш котораго нЪтъ ма-
TepiaibHOCTH
—- одна духовность, т. е. дро-
никновеше мыслью, и потому Шевыревъ,
въ восторгб отъ своего открытая, восклик
нули: «Вогъ почему съ особенной радостью
встречаю я такого поэта, въ нервыхъ пре-
людшхъ котораго доносится мне сквозь ма-
теркльные звуки эта глубокая, тайная, про
житая дума, одна возможная спасительница
нашей поэзш!»
Въ этомъ можно на-слово поверить Ше-
выреву: они самъ поэтъ, и ему ли не знать
толка въ поэзш? Потому-то они мало того,
что расхвалили Бенедиктова, но и нашелъ
въ его стихахъ мысль, которой не находили
даже въ созданшхъ Пушкина! Въ эту же
итальянскую эпоху своей критики Шевы
ревъ пустился, было, на изобретете рус
ской октавы, по примеру итальянской; но
предпрштае такъ же точно не удалось, какъ
н введете гекзаметровъ въ русскую ноэзш
другими известными поэтомъ, критикомъ
и профессоромъ. Можетъ быть, октавы по
тому не восторжествовали, что въ поэти-
ческомъ достоинстве нисколько не прево
сходили помянутые гекзаметры, хотя между
теми и другими легло чуть не столетш...
Въ первую эпоху своей критической
деятельности Шевыревъ действовали въ
«Московскомъ Вестнике» Погодина (1827—
1830); во вторую—въ «Московекомъ На
блюдателе* Андросова (1835—1837). Но
они не ограничился этими двумя эпохами,
и теперь обретается въ третьей, въ кото
рой они отступился не только отъ Германии,
но и отъ Италш, равно какъ и отъ всего
Запада. Эта третья эпоха— восточная, сла-
вяиофильская; ея деятельность проявилась
вь VМосквитянине». Она ознаменовалась
многими любопытными и оригинальными
открытшми и изобретешями, такъ что пе
речесть ихъ вое нетъ никакой возможности;
но лучшими изъ нихъ кажется нами заме
чите о Лермонтове, какъ подражателе не
только Пушкина и Жуковскаго, но даже и
Бенедиктова!...
Много было и другихъ критиковъ, изъ
которыхъ каждый чемъ-яибудь да просла
вили себя: одинъ «душегрейкой новейшаго
уяынш»; другой—мыслью, что Пушкинъ не
болЬе какъ легшй и нртяхный стихотворецъ,
мастери на мелочи, что герои поэмъ его —
бесената, и что изящество его нроизведешй
есть не более, какъ изящество хорошо
сшитаго моднаго фрака; а Ломоносовымъ-
де не налюбоваться «въ сытость» и позд
нейшему потомству, и что Шекспиръ и
Байронъ неомовенными руками возлагали
возгребш нечистыя и уметы погаыыя на
алтарь чистыхъ д еву сиречь музъ... ‘ )
Треий снискали себе безсмертную славу
просто нроелавлешемъ писателей своего
прихода и бранью на чужихъ; четвертый—
похвалой и бранью одними и тЬмъ же ли-
цомъ, смотря по обстоятельствами и по
годе. Обо всехъ такихъ мы умалчиваемъ.
Наша цель была поименовать только гдав-
нейшихъ действователей на поприще кри
тики въ различный эпохи русской литера-
туры.
Изъ этого краткаго обзора видно, что
каждая эпоха русской литературы имела
свое еознаше о самой себе, выражавшееся
въ к р и т и к е . Но ни одна эпоха не выра
зила этого сознашя о целой литературЬ
въ ясторичеекомъ изложеши ея хода и раз
витая. Были попытки, но до того ничтож
ный, что не стоитъ и упоминать о нихъ.
Вирочемъ, такъ - называемый
«Кратюй
ояытъ исторш русской литературы» Греча
имеетъ но крайней мере достоинство лите-
ратурнаго адресъ-календаря и справочной
книги о времени рожденш, смерти, о слу-
жебномъ поприще, чинахъ, орденахъ и вре
мени появленш въ светъ сочинешй значи
тельной части нашихъ писателей. Какъ
справочная книга, она очень полезна для
современниковъ и будетъ полезна даже для
отдаленнейшаго потомства, которое узнаетъ
изъ нея, что старинные литераторы и поэты
были вместе и чиновники. Что же касается
до практической и критической стороны
этой книги, — смешно и говорить о ней.
х) Все это факты не только не преувеличен
ные. но еще ослабленные нами. Если 6ъ нужно
было, мы представили бы
печатный
доказа
тельства. что такими слогомъ писалась кри
тика назадъ тому лътъ восемнадцать.