Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  415 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 415 / 734 Next Page
Page Background

55

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЬЛИНСКАГО.

56

свойственной,

критической

проницатель­

ностью, заметили, что въ русской яоэзщ

до появленш Венедиктова не было мысли;—

заметьте: не было мысли въ поэзш, кото­

рой представителями были Державинъ, Фон­

визину Крылову ЖуковекШ, Батюшкову

Пушкинъ и Грибоедову—а, но мнению

ТТГе-

вырева, ея представителями были еще и

Языновъ, Хомяковъ и tutti quan ti.. Воть

его собственный слова: «Это была эпоха

изящнаго матершдизма въ ноэзш... Слухь

нашъ дрожалъ отъ какой-то роскоши раз-

дражительныхъ звуковъ... упивался ими.

скользилъ по нимъ, иногда не вслушиваясь

въ нихъ... Воображеше наслаждалось кар

тинами, но болёв чувственными... Иногда

только внутреннее чувство, чувство сердеч­

ное и особенно чувство грусти неземной,

веяло чЬмъ-то духовными въ нашей поэ-

з1и... Но материлизмъ торжествовали падь

всеми... Формы убивали духи... Нужные,

сладше, уиоительиые звуки оплетали насъ

своей невидимой сетью...» Итакъ, въ этой

ноэзш недоставало мысли: Венедикговъ—-

первый поэтъ, въ поэзш котораго нЪтъ ма-

TepiaibHOCTH

—- одна духовность, т. е. дро-

никновеше мыслью, и потому Шевыревъ,

въ восторгб отъ своего открытая, восклик­

нули: «Вогъ почему съ особенной радостью

встречаю я такого поэта, въ нервыхъ пре-

людшхъ котораго доносится мне сквозь ма-

теркльные звуки эта глубокая, тайная, про­

житая дума, одна возможная спасительница

нашей поэзш!»

Въ этомъ можно на-слово поверить Ше-

выреву: они самъ поэтъ, и ему ли не знать

толка въ поэзш? Потому-то они мало того,

что расхвалили Бенедиктова, но и нашелъ

въ его стихахъ мысль, которой не находили

даже въ созданшхъ Пушкина! Въ эту же

итальянскую эпоху своей критики Шевы­

ревъ пустился, было, на изобретете рус­

ской октавы, по примеру итальянской; но

предпрштае такъ же точно не удалось, какъ

н введете гекзаметровъ въ русскую ноэзш

другими известными поэтомъ, критикомъ

и профессоромъ. Можетъ быть, октавы по­

тому не восторжествовали, что въ поэти-

ческомъ достоинстве нисколько не прево­

сходили помянутые гекзаметры, хотя между

теми и другими легло чуть не столетш...

Въ первую эпоху своей критической

деятельности Шевыревъ действовали въ

«Московскомъ Вестнике» Погодина (1827—

1830); во вторую—въ «Московекомъ На­

блюдателе* Андросова (1835—1837). Но

они не ограничился этими двумя эпохами,

и теперь обретается въ третьей, въ кото­

рой они отступился не только отъ Германии,

но и отъ Италш, равно какъ и отъ всего

Запада. Эта третья эпоха— восточная, сла-

вяиофильская; ея деятельность проявилась

вь VМосквитянине». Она ознаменовалась

многими любопытными и оригинальными

открытшми и изобретешями, такъ что пе­

речесть ихъ вое нетъ никакой возможности;

но лучшими изъ нихъ кажется нами заме­

чите о Лермонтове, какъ подражателе не

только Пушкина и Жуковскаго, но даже и

Бенедиктова!...

Много было и другихъ критиковъ, изъ

которыхъ каждый чемъ-яибудь да просла­

вили себя: одинъ «душегрейкой новейшаго

уяынш»; другой—мыслью, что Пушкинъ не

болЬе какъ легшй и нртяхный стихотворецъ,

мастери на мелочи, что герои поэмъ его —

бесената, и что изящество его нроизведешй

есть не более, какъ изящество хорошо

сшитаго моднаго фрака; а Ломоносовымъ-

де не налюбоваться «въ сытость» и позд­

нейшему потомству, и что Шекспиръ и

Байронъ неомовенными руками возлагали

возгребш нечистыя и уметы погаыыя на

алтарь чистыхъ д еву сиречь музъ... ‘ )

Треий снискали себе безсмертную славу

просто нроелавлешемъ писателей своего

прихода и бранью на чужихъ; четвертый—

похвалой и бранью одними и тЬмъ же ли-

цомъ, смотря по обстоятельствами и по­

годе. Обо всехъ такихъ мы умалчиваемъ.

Наша цель была поименовать только гдав-

нейшихъ действователей на поприще кри­

тики въ различный эпохи русской литера-

туры.

Изъ этого краткаго обзора видно, что

каждая эпоха русской литературы имела

свое еознаше о самой себе, выражавшееся

въ к р и т и к е . Но ни одна эпоха не выра­

зила этого сознашя о целой литературЬ

въ ясторичеекомъ изложеши ея хода и раз­

витая. Были попытки, но до того ничтож­

ный, что не стоитъ и упоминать о нихъ.

Вирочемъ, такъ - называемый

«Кратюй

ояытъ исторш русской литературы» Греча

имеетъ но крайней мере достоинство лите-

ратурнаго адресъ-календаря и справочной

книги о времени рожденш, смерти, о слу-

жебномъ поприще, чинахъ, орденахъ и вре­

мени появленш въ светъ сочинешй значи­

тельной части нашихъ писателей. Какъ

справочная книга, она очень полезна для

современниковъ и будетъ полезна даже для

отдаленнейшаго потомства, которое узнаетъ

изъ нея, что старинные литераторы и поэты

были вместе и чиновники. Что же касается

до практической и критической стороны

этой книги, — смешно и говорить о ней.

х) Все это факты не только не преувеличен­

ные. но еще ослабленные нами. Если 6ъ нужно

было, мы представили бы

печатный

доказа­

тельства. что такими слогомъ писалась кри­

тика назадъ тому лътъ восемнадцать.