Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  414 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 414 / 734 Next Page
Page Background

63

I. КРМИЧЕСК1Я

СТАТЬИ.

54

Борков!}, Гедеонов^, Дмитрш

С'Ьченов'Ь,

Ломоносов!}, Сумарокова. (Зедор'Ь ЭминЬ,

Майков!}, Поповскомъ, Попов!. Не гово-

римъ о множеств1)} мелкихъ рецензШ Ка­

рамзина въ его «Московскомъ Журнал!»

и «В^стникЬ Европы»,—рецензШ, которы­

ми онъ такъ много способствовалъ къ очи­

щение и утвержден)ю вкуса публики —

Кром! Карамзина, какъ критикъ, заслужи-

ваетъ почетнаго упоминовенш современ-

никъ его, Манаровъ, изъ критйческихъ

статей котораго особенно замечательны:

«Сочиненш и переводы Ивана Дмитрова»

и «Разсуждете о старомъ и новомъ слог!

рошйскаго языка». Он! были напечатаны

въ его журнал!: «Московский Меркур

1

Й»,

который онъ издавалъ въ 1803 году.—Че-

резъ нисколько л !тъ Жуковсюй написалъ

дв! критичесюя статьи «О Сатирахъ Кан­

темира» и «Васняхъ Крылова». Батюшковъ

разобралъ сочиненш Муравьева (М. Н.) и

писалъ объ «Освобожденномъ 1ерусалим!»

Тасса и сонетахъ Петрарки.—Князь Вязем-

cKifl долженъ быть упомянутъ, какъ одинъ

изъ первыхъ критиковъ эпохи русской лите­

ратуры до двадцатыхъ годовъ: онъ написалъ

«О Жизни и Сочиненшхъ Озерова», «О Дер­

жавин!}» и друпя критичесюя статьи, въ

свое время очень замечательный. Но крити-

комъ по ремеслу, критикомъ ex officio во

второе десятая!™ настоящаго в!ка былъ

Мерззяковъ, писавппй въ особенности о

Сумароков! и Херасков!,. Въ то же время

Мерзляковъ былъ и теоретикомъ лоэзш,

гакъ искусства. — Въ начал!} двадцатыхъ

водовъ критики начали размножаться, и

къ альманачныхъ «обозрЪншхъ литерату­

ры» за тотъ или другой годъ видны попыт­

ки д!лать очерки исторш русской литера­

туры. Представителями этой критики, по­

верхностной, безотчетной, но безпокойиой

и горячей, ратовавшей за такъ-называе-

мый романтизмъ нротнвъ такъ-называе-

маго классицизма, — критики, распростра­

нившей много поверхностныхъ и неоснова-

тельныхъ мыслей, но и принесшей большую

пользу сближешемъ литературы съ жизнью,

— представителями этой критики были

Марлинсюй и Полевой. Посл!дшй около

десяти д!тъ былъ главнымъ органомъ рус­

ской критики, черезъ свой журнадъ—«Мо­

сковски Тедеграфъ». Потомъ, въ 1839 году,

онъ йздалъ, подъ нменемъ «Очерковъ Рус­

ской Литературы», свои важнМппя крити­

чесюя статьи въ двухъ томахъ: въ нихъ

онъ показалъ крайше пределы, до, кото-

рыхъ могла доходить наша такъ-назьшае-

мая романтическая критика—равно какъ и

собственная его критическая тенденции Въ

самомъ д !л !, еще до выхода этихъ двухъ то-

мовъ Полевой уже отсталъ отъ самого себя

и началъ издавать таюя произведешя, ко-

торыя еще такъ недавно и такъ жестоко

преследовала его критика и въ принципе,

и въ исполнении Поэтому на его «Очерки

Русской Литературы» можно смотреть, какъ

на памятникъ, сооруженный авторомъ своей

критической славе.—Шевыревъ вышелъ на

поприще критики вскоре после Полевого.

До тридцатыхъ годовъ характеръ и наира-

влете его критики носили отнечатокъ зна­

комства съ немецкими эстетиками и вообще

съ немецкой литературой. Въ критике его

заметно было присутствш чего-то похожаго

на принцинъ, и потому въ ней меньше было

произвольныхъ мн !тй , чемъ въ критике

Полевого; но со стороны таланта Шевы­

ревъ далеко уетупалъ Полевому,—и потому

посл!дшй им!лъ большое влшше на совре­

менную ему литературу, а первый не имелъ

на нее почти никакого влшшя. Съ тридца­

тыхъ годовъ критика Шевырева приняла

какое-то quasi-итaдьянcкoe направлен!1; по

крайней мере онъ безпрестанно, и кстати,

и некстати, толковалъ о Данте, Петрарке и

Тассе, говоря о руссккхъ писателяхъ. Это,

вероятно, было сд!дствшмъ его нребывашя

въ Италии Въ эту-то итальянскую эпоху

своей критики Шевыревъ, во-первыхъ, на-

печаталъ знаменитое свое стихотвореше,

названное имъ: «Чтете Данта», и начинаю­

щееся этимъ беземертнымъ стихомъ:

Что въ морЪ купаться, то Данта читать!

во-вторыхъ, учинилъ два безценныя кри­

тичесюя открытш касательно русской лите­

ратуры; первое сделано имъ по поводу раз­

бора «Трехъ Повестей» Н. Павлова, и мы

передаемъ его, это открыта, словами самого

изобретателя, Шевырева.:

„Жизнь есть какое-то складное бюро, со мно-

жествомъ ящиковъ, между которыми есть одинъ

глубокий, тайный ящикъ съ пружиной. ВсЪ по­

вествователи шарятъ въ этомъ бюро, но не вся­

кому известна пружина закрытаго ящика. Въ

немъ то лежитъ тайна повЪсти истинной, по­

вести глубокой. Авторъ повестей, мною разби-

раемыхъ, нашелъ путь къ этому секрету онъ

открылъ въ немъ маленьгай уголокъ: но этотъ

ящикъ чрезвычайно сложенъ. Въ немъ такъ

много пружинъ и пружинокъ. Есть надежда.,

что и тЪ онъ откроетъ со временемъ, посЛЪ

такого прекраснаго начала: но есть святое

мбсто этого ящика, которое надо непременно

заранЪе открыть всякому повествователю, но

которое пашъ авторъ только что вскры.чъ

слегка, коснулся одной его поверхности. Въ

этомъ ящик! лежитъ вещь, сильно действую­

щая въ нашемъ ыфб, лежитъ половина васъ

самихъ, а иногда и веб мы. Это сердце жен­

ское.“

Кто не согласится, что это открыта очень

оригинально?.. Второе открыто, уже чисто-

литературное, еще оригинальнее. Разбирая

стихотворешя Бенедиктова, Шевыревъ, съ