Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  402 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 402 / 734 Next Page
Page Background

29

I. Ш'ИТИЧЕСКШ СТАТЬП.

что въ степяхъ 4здятъ по дЗзламъ и по

нуждгЬ, а ие изъ любопытства, не для из­

учения! Ты называешь всЪ вещи ихъ настоя­

щими именами, мйсяцъ называешь просто

м'Ьсяцемъ, а не воздушной или небесной

ночной лампадой! Ахъ, если бы зналъ ты,

какъ уменъ твой глупый отв'Ьтъ: «мы не

путешествуемъ, а фдемъ изъ Москвы въ

Мордасы; мы—не путешественники, а про­

сто—дворяне, ■Ьдемъ-себ'Ь въ деревню!..»

Иванъ Васильевичъ книжнымъ языкомъ

толкуетъ своему спутнику о польза путе-

шествШ,- и ВасилШ Ивановичъ, ничего не

понимая, но смутно предчувствуя, что юноша

несетъ страшную дпчь, отвечаешь ему:

«Вотъ-съ». Иванъ Васильевичъ съ рито-

рическимъ восторгомъ говоритъ о своихъ

предполагаемыхъ пухевыхъ впечатдйшяхъ,

о пользй, которую сд£лаетъ его книга;

Васшпй Ивановичъ, наконецъ, объясняется

на-прямки: «Ты все такое мелишь странное».

Иванъ Васильевичъ толкуетъ о своей любви и

своемъ уваженш къ русскому мужику и рус­

скому барину, и о своей ненависти и своемъ

презр'Ъеш къ чиновнику. Васшшй Ивановичъ,

челов'Ькъ умный по привычкЪ, и потому со­

вершенно чуждый и благогов'Ьнш къ мужику

и барину, и презрЪнш къ чиновнику, такъ

какъ вс^хъ ихъ онъ ваходитъ въ порядка

вещей, спрашиваетъ: «А отчего же это,

батюшка, ненавидите вы чиновниковъ?»

Иванъ Васильевичъ прлбйгаетъ къ уловжб

вс'Ьхъ людей, которые ничего не въ состоя-

нш понять въ идей, въ принцип^, въ псточ-

никЬ, а все понимахотъ случайно, и раздЪ-

ляетъ чиновниковъ на благородныхъ, ко-

торыхъ онъ уважаетъ, и на такихъ, кото-

рыхъ презираетъ за ихъ трактирную обра­

зованность, за отсутствш въ нихъ всего

русскаго, за взяточничества Отсутствш

всего русскаго—и взяточничество! Каковъ?..

Браня чиновниковъ, онъ восхищается му-

жиками, уверяя, что ничего не можетъ

быть красивее и живописнее ихъ. «Въ му-

жикй, — говоритъ онъ, — таится зародышъ

русскаго богатырскаго духа, начало нашего

о т е ч е с т в е я н а г о (народнаго, нащональ-

наго) величш».— «Хитрыя бываютъ бестш!»

заметишь Василй Ивавовичъ... Апологистъ

не смешался отъ этого занЬчанш, совершен­

но чуждаго всякихъ. претевшй на остро-

ум!е или юморъ, но которое тЬмъ порази­

тельнее, ч4мъ невиннее и простодушнее,—

и поставили въ огромную заслугу мужику

его, будто бы, способность сделаться, по

желанно (желательно бы знать, чьему?),

музыкантомъ, механикомъ, живописцемъ,

управителемъ, чемъ угодно. Если хотите,—

это, къ сожалешю, справедливо: изъ страха

или изъ корысти руссшй человъкъ возь­

мется за все, вопреки мудрому правилу:

ВИда, коль пироги начнетъ печи сапожпикъ,

А сапоги тачать пирожникъ.

Докажите русскому человеку хоть Апол­

лона Вельведерскаго: онъ не сконфузится

и топоромъ, и скобелью сделаетъ изъ ело-

ваго бревна Аполлона Вельведерскаго, да

еще будетъ божиться, что его работа на­

стоящая н е м е ц к а я . Потому-то руссюе

потхупатели такъ страстны къ иностранной

работе и такъ боятся отечественныхъ

изделШ. Конечно, способность и готовность

ко всему, хотя бы и вынужденная, имеетъ

свою хорошую сторону и иногда творитъ

чудеса: противъ этого мы ни слова. Но

ведь и н о г д а совсемъ не то, что в с е г д а ,

и to u r de force, какъ дело случайности и

удачи, совсемъ не то, что свободное произве­

дете таланта или природной способности,

развитой правилънымъ учешемъ. Умы по­

верхностные любятъ увлекаться блестящимъ,

бросающимся въ глаза, парадоксальнымъ;

но умъ основательный не позволить себе

увлечься лицевой стороной предмета, не

посмотревъ на изнанку; естественное и

простое онъ всегда предпочтетъ насиль­

ственному и хитрому.

Есть однако жъ въ апологш Ивана Ва­

сильевича мысль очень умная и дельная—

о гнусности и вреде существа, называема-

го д в о р о в ы м ъ ч е л о в е к о м ъ; есть честь

истины и въ его одиостороннемъ взгляде

на чиновника, какъ потомка двороваго че­

ловека.

„Дворовый не что иное, какъ первый шагъ

къ чиновнику. Дворовый обритъ, ходить въ

длинноиоломъ сюртук* домашняго сукна. Дво­

ровый служить пот'Ьхой праздной л*пи и при-

выкаетъ къ тунеядству и разврату. Дворовый

уже пьянствуетъ и воруетъ, и важничаетъ, и

презираетъ мужика, который за него трудится

и платить за пего подушныя. Потомъ, при

благополучныхъ обстоясельствахъ, дворовый

вступаетъ и въ конторщики, въ вольноотпущен­

ные, въ приказные; приказный презираетъ и

двороваго, и мужика, и учится уже крючко­

творству, и потихоньку отъ исправника подби-

раетъ себ* куръ да гривенники. У неге

сюртукъ нанковый, волосы примазанные. О

бь

обучается уже воровству систематическому.

Потомъ приказный спускается еще на ступень

ниже, делается пиецомъ, повытчикомъ, секре-

таремъ и, наконецъ, настоящимъ чнновиикомъ.

Тогда сфера его увеличивается; тогда полу­

чаешь онъ другое быпе: презираетъ и мужика,

и нриказнаго, потому что они, изволите ви-

д*ть, люди необразованные. Онъ им*етъ уже

выснпя потребности, и потому крадетъ уже

ассигнациями. Ему в*дь надо пить донское,

курить табакъ Жукова, играть въ банчикъ,

*здить въ тарантас*, выписывать для жены

чепцы съ серебряными колосьями и шелковыя

платья. Для этого онъ безъ мал'Ьйшаго зазр*-

щя совести вступаетъ на свое м*сто, какъ ку-

пецъ вступаетъ въ лавку, и торгуехъ своимъ

влшшемъ, какъ товаромъ. Попадается иной,

другой... „Ништо ему, говорить собратья. Бери,

да ум*й“ (стр. 30—31).

30