Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  408 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 408 / 734 Next Page
Page Background

41

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

42

маго, и изрекать приговоры решительные

•и неизменные! Ведь Васшию Ивановичу,

который въ этомъ деле ничего не пони-

маета и совершенно равнодушенъ къ нему,

ведь ему все равно, и онъ не помешаете,

болтать этому витязю, сражавшемуся съ

мельницами и баранами... Всего больше до­

сталось отъ него русской литературе. Онъ

раздйлилъ ее на двЬ литературы: на благо­

родную и поддую, на безкорыстную и тор­

говую, на даровитую и бездарную. «Одна

д а р о в и т а я , но у с т а л а я , которая пока­

зывается въ люди редко, смиренно, иногда съ

улыбкой на лице, а всегда чаще съ тяж­

кой грустью на сердце. Другая наша лите­

ратура, напротивъ, кричитъ на всбхъ церё-

кресткахъ, чтобъ только ее приняли за на­

стоящую русскую литературу и не узнали

лро настоящую... Оттого наши даровитые

писатели всегда удалялись и теперь уда­

ляются отъ ея ирикосновенш, опасаясь быть

замешанными въ ея странную деятель­

ность.» Вотъ кашя белоручки, подумаешь!

И/.гь нельзя писать и действовать потому

только,

что наша литература,

подобно

всемъ литературами въ мфе, бывшими,

сущими и будущими, имеетъ свои пятна,

свои темныя стороны! Чтобъ они могли

писать, для этого нужно сперва настрого

запретить писать всемъ, кто, но ихъ мнб-

шю, недостоинъ писать въ то время, когда

они сами изволятъ писать! Иначе они стя­

нута появляться на литературномъ поприще

редко и смиренно, чуть не со слезами на

глазахъ, будутъ удаляться отъ его прико­

сновения, опасаясь быть замешанными въ

его странную деятельность! Иванъ Василье-

вичъ и не нодозреваетъ, что подобными

обсахаренными и переслащенными компли­

ментами онъ дЬлаетъ смешными техъ, кого

прославляетъ. 11зъ этого видно, что онъ и

о русской литературе имеетъ такое же

ясное понятте, какъ о европейской, и что

русскую литературу онъ изучалъ за грани­

цей по столовымъ картамъ въ трактирахъ.

У кого есть таланта, тотъ съ особенными

жаромъ действуеть именно тогда, когда въ

литературе застой, бездарность и духъ сие-

йуляцш. Только маленьше таланты или та­

ланты самозванные, прославленные въ своемъ

кружке и признанные за гешевъ своими

прштелями, удаляются отъ литературы въ

ея бедномъ, безпомощномъ состояши. Если

наши таланты, истинные и болыше, редко

наноминаютъ о себе своими новыми про-

лзведеншми,— значить или они ленивы, или

ими нечего писать, или не о чемъ писать.

Можетъ быть, нашлись бы и другая причины,

только оовсемъ не те, о которыхъ деклами­

руете. Иванъ Васильевичъ... Если ужъ пред-

псложить, что истинный таланта можетъ не

писать изъ презрешя къ настоящему поло­

жению литературы, то ужъ не долженъ пи­

сать совсемъ и никого не смешить редкими

появденшми, какъ признаками невыдержан-

наго характера. А между темъ изъ живу-

щнхъ теперь литераторовъ и писателей петь

ни одного, который бы хоть изредка не

показывался, если ужъ не съ чемъ-нибудь

дельнымъ, то хоть со стишками—ведь при­

вычка другая натура! Когда начиналась

«Библштека для Чтенш», въ нее все бро­

сились съ своими вкладами, отъ Пушкина

и Жуковскаго до людей съ самыми малень­

кими именами. Пересчитывать же имена для

доказательства, что и теперь яишутъ все,

которые и прежде писали,— тру дъ совсемъ

лшшнй: пета решительно ни одного имени

въ подтверждена такъ нелепо выдуманнаго

Иваномъ Васильевичемъ факта. . Многимъ

покажется странно, что мы такъ вооружи­

лись иротивъ лида, существующаго въ

книге, а не въ действительности. Въ томъ-

то и горе, что Ивановъ Васильевичей

слишкомъ много въ действительности; мы

не даромъ говорили, что даровитый авторъ

« Тарантаса» слишкомъ хорошо прояикъ

мыслью въ типъ людей этого рода и такъ

художественно-верно воспроизвелъ его. Эти-

то Иваны Васильевичи издавна уже твер-

дятъ и повторяютъ время отъ временя,

будто нашимъ даровитымъ нйсателямъ то

негде печататься, то вовсе нельзя писать

по причине торгового и недобросовестна! а

направленш литературы,— и мы очень рады

случаю отбить охоту у этихъ господь Повто­

рять подобный нелепости. Иванъ Василье-

вичъ въ особенности сердита ка русскую

критику, какъ въ «Горе отъ Ума» Скало-

зубъ сердить на басню, и называете, ее

«чудовищной неблагопристойностью». Это по­

нятно: мыши не любята кошекъ. Известное

дело, Иваны Васильевичи болыше охотники

«пописать, иногда прозой, иногда стишками

— какъ выкинется» (какъ говорить Хлеета-

ковъ); но критика мешаетъ имъ попасть

въ генш, т. е. выдавать всяшй вздоръ за

удивительный красоты поэзш. Разумеется,

и русская критика, подобно всякой отрасли

русской литературы, имеетъ свои пятна

и

черный стороны; но изъ этого не следуеть

бросать анаеему на всю критику, которая

принесла и приносить столько пользы я

литературе, я публике очищешемъ вкуса,

преследовашемъ дожныхъ авторитетовъ я

ложныхъ произведен^. Мы понимаемъ, вьро-

чемъ, чтб разумеете. Иваны Васильевичи

подъ критикой благородной и благопристой­

ной: критику безъ убеждений, безъ принци-

повъ, безъ энергш, безъ жара, безъ души,

безъ оригинальности, безъ таланта, холод­

ную, мелочную,— критику, которая выезжаете.