Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  398 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 398 / 734 Next Page
Page Background

21

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

2 2

вершенствовашй. Учить сына поручилъ уже

не дьячку, а семинаристу. Старые соседи

говорили о Василш Ивановиче, что онъ—

«продувная шельма», а молодые, что онъ—

«пошлый дуракъ»; но въ сущности онъ

былъ добродетельный пом'Ьщикъ села Мор-

дасъ, въ которомъ пока и оставимъ его,

чтобъ заахать въ соседнюю деревню — къ

родителямъ Ивана Васильевича.

Иванъ Васильевичъ родился черезъ трид­

цать л^тъ после Василш Ивановича. Это

даетъ намъ надежду, что авторъ предста-

вптъ намъ совсемъ другую картину воспи-

танш, въ которой будетъ виденъ прогрессь

цЬлыхъ тридцати л^тъ — огромнаго перюда

времени для Россш, которая такъ быстро

развивается. Bacraift Ивановичъ родился

въ восьмидесягыхъ годахъ прошлого сто-

летш; следовательно, Иванъ Васильевичъ

родился или около 1815 года, или немного

позже. Мать его была какая-то княжна

средней руки, недавняго восточнаго проис-

хождешя, какъ говоритъ авторъ, и была

помешана на французскомъ языке. Несмо­

тря на все свои нретензш, какъ старая

девка безъ приданаго, она была принужде­

на выйти замужъ за помещика, который

«не былъ похожъ на Ыалекъ-Аделя или на

E ugène de Rothelin, не былъ похожъ да­

же на лютаго тирана, а скорей на сурка:

елъ, спалъ, да рыскалъ целый день по по­

лю.» Отъ этой-то достойной четы родился

Иванъ Васильевичъ Воспиташе его пору­

чено было французскому гувернеру. «Всемъ

известно,—говоритъ авторъ, ’что французы

долго мстили намъ за свою неудачу, оста-

вивъ за собою несметное количество фельд­

фебелей, фельдшеровъ, сапожниковъ, кото­

рые, подъ предлогомъ воспиташя, испортили

на Руси едва ли не целое поколете» (игр.

197). Замечате энергическое и остроумное,

но, во-первыхъ, совсемъ не новое—уже ты­

сячу тысячъ разъ было предметомъ посиль-

ныхъ остротъ журналовъ и нравоучитель-

ныхъ романовъ добраго стараго времени;

во-вторыхъ, оно едва ли основательно. "Че­

ловеку, несчастной судьбой занесенному въ

чуждую страну, нечего есть, а умирать съ

голоду естественно не хочется: что жъ тутъ

острить, что онъ схватился даже и за вос­

питаше, чтобъ добыть кусокъ хлеба? Авторъ

могъ бы безъ всякпхъ натяжекъ обнаружить

свое остроумщ на счетъ невеждъ, .которые

Богъ знаетъ кому поручали воспиташе сво-

ихъ детей: все смешное на стороне этихъ

дражайшихъ родителей. Эмигрантовъ авторъ

не смешиваетъ съ этой саранчей: да, фран-

цузсюе эмигранты, конечно, люди почтенные

въ гдазахъ многихъ, и мы не станемъ спо­

рить съ этими «многими». Гувернеръ Ива­

на Васильевича былъ эмигрантъ. Съ уди­

вительной иротей авторъ разсказываетъ

намъ, какъ Иванъ Васильевичъ узналъ, что

Расинъ первый поэтъ въ мфе, а Вольтеръ—•

такая тьма мудрости, что и подумать страш­

но. Воспиташе Ивана Васильевича, какъ и

следуетъ, было самое поверхностное и без-

толковое, уже потому только, что его вос-

питывадъ человекъ, который случайно сде­

лался воспитателемъ. Это такъ естествен­

но! А между темь мы далеки отъ того, чтобъ

слишкомъ нападать и на родителей, пору-

чавшихъ своихъ детей такимъ воспитате-

лямъ. Где же имъ было искать лучшихъ?

Университеты руссше тогда были совсемъ

не то, что теперь, а ученые того времени,

за слишкомъ редкими исключеншми, часто

казались сродни «зеленому господину» въ

«Петербургскихъ Углахъ» Некрасова. Сле­

довательно. въ такомъ состоя пи воспиташя

никто не былъ виноватъ, и н м , кажется,

что даровитый авторъ обращаешь на воспи­

таше слишкомъ исключительное внимаше,.

почти вовсе упуская изъ вида натуру сво­

его героя. Въ такомъ воспитании—вся на

дежда на добрую натуру воспитанника. Ведь

Васи.Л

1

Й Ивановичъ, по словамъ автора, не

погибъ же отъ самаго ужаснаго воспиташя,

благодаря добрымъ наклонностямъ его при­

роды? Почему же съ Иваномъ Ваеильеви-

чемъ не то сбылось? А ьф ь о ъ, даже и

по воспитанно, вмелъ огромный преимуще­

ства предъ Взсилшмъ Иванович мъ, потому

что зналъ хотя одинъ иностранный языкъ

(а это совсемъ не пустяки) и ичелъ хоть

кашя-нибудъ познаны, какъ бы поверхност­

ны и пусты онп ни были. Будь у него до­

брая натура, ему не поздно было бы про­

снуться отъ своего ничтожества даже въ

двадцать летъ, и дельными трудомъ (кото­

рый для него былъ такъ возможенъ, пото­

му что онъ зналъ уже иностранный языкъ)

воротить потерянное въ детстве время. И

какую пользу принесло бы ему путешествш

въ Европу!.. Но мы сейчасъ увидпмъ, какъ

воспользовалась этимъ путешествшмъ сла­

бая голова Ивана Васильевича. Авторъ самъ

чувотвовалъ необходимость взглянуть на на­

туру своего героя, но сдЬлалъ это вскользь

и не совсемъ впопадъ: «Иванъ Василье­

вичъ былъ мальчикъ совершенно славян­

ской породы, то есть ленивый, но бойкий»

(стр. 199). Такъ, русская лень—большая по­

меха во всемъ русскому человеку, но еще

не непреодолимое препятствш, и не въ ней

корень зла: корень лежитъ глубже, его на­

до искать въ отсутствш определеннаго об-

щественнаго мнешя, которое каждому ука­

зывало бы его путь, а не становидо бы его

на распутъи, говоря: иди, куда хочешь. Что

же касается до Ивана Васильевича, корень

зла его жизни заключался въ его слабой,