19
С0ЧИНЕН1Я В Г. БЪЛПНСКАГО.
20
барскаго плеча и нФчто изъ обуви. Кром* того,
такъ какъ платья было немпого, потому что
Иванъ Федотовичъ вФчно ходил* въ халат*, то
Вухтичу было еще предоставлено въ утфшенш
держать свою корову на господскомъ корм*.
Васшпй Ивановичъ мало оказывалъ почтенш
учителю, Фздилъ верхомъ на его спин*, драз-
нилъ его языкомъ и нер*дко швырялъ ему кни
гой прямо въ носъ. Если же терпФливый Вух-
тичъ и выйдетъ, бывало, наконецъ изъ терпФ-
шя и схватится за линейку, Васил1й Ивановичъ
кувыркомъ побФжитъ жаловаться тятепьк*, что
учитель его, такой, сякой, бьетъ-де его палкой
и бранитъ его дурными словами. Тятенька съ-
пьяпа раскричится на Вухтича: „Ахъ, ты, с*-
дой этакой песъ, я тебя кормлю и одФваю, а
ты у мепя въ дому шумФть задумалъ! Вотъ я
тебя... смотри, по шеямъ велю выпроводить... Не
давать коров* его сФна...“ А кумушки и при
живалки окружать Василш Ивановича и нач
нусь его утФшать: „Ненаглядное ты паше
красное солнышко, свФтъ ваша радость, баринъ
ты нашъ, позвольте ручку поцФловать... Не слу
шайтесь, ягода., золотой вы нашъ, хохла пога-
наго. Онъ —мужикъ, нашъ братъ... Гд * ему
знать, какъ съ знатными господами обиходъ
имФть...“
— „Что же въ самомъ дФлФ,—думал* Вухтичъ,
не ходить же по м1ру“. Заключешемъ всего
этого было то, что Вухтичъ женился на дворо
вой дфвк*, получилъ въ награждена д в * де
сятины земли, и воспиташе Василш Ивановича
было окончено.“ (Стр. 177).
Изобразив* съ такой поразительной вер
ностью «воспиташе» Василш Ивановича и
сказав*, что даже и оно не испортило его
доброй натуры, —автор* удивляется тому,
что в с * наши деды и прадеды воспитыва
лись такъ же, какъ и Васидгй Ивановичъ,
а между т'амъ не въ пример* намъ были
отличнёйпне люди, съ твердыми правилами,
—что особенно доказывается темъ, что они
«крепко хранили не по логическому убе-
ждешю, а по какому-то странному (?) вну-
шенио (?!), любовь ко всем * напшмъ отече
ственным* постановленшмъ.» Здесь автор*
что-то темновато разсуждаетъ; но, сколько
можем* мы понять, под* отечественными
поотановлешями онъ разумеет* старые обы
чаи, которых* наши деды и прадеды дей
ствительно крепко держались. Кому неиз
вестно, чего стоило Петру Великому сбрить
бороду только съ малейшей части своих*
подданных*? Впрочем*, добродетель, кото
рая возбуждает* такой эн ту зш м * въ авто
ре «Тарантаса» и которая заключается въ
крепком* хранены старых* обычаев*, —
именно изъ того и вытекла, что наши деды
и прадеды, какъ говорит* гр аф * Соллогуб*,
«были точно люди не грамотные». Мы не
можем* прШти въ себя о т * удивленш, не
понимая, чему же автор* ту т * удивляется...
Эта добродетель и теперь еще сохранилась
на Руси, именно — между старообрядцами
разных* толков*, которые, какъ известно,
въ грамоте очень несильны. Китайцы то
же отличаются этой добродетелью, именно
потому, что они, при своей грамотности,
ужасные невежды и обскуранты. Но еще
больше китайцев* отличаются этой доброде
телью безчисленныя породы безсловесныхъ,
который совсем* неспособны знать грамоте
и которыя до сих* пор* живут* точь-въ-
точь, какъ жили и х * предки съ перваго
дня созданы. Вотъ, если бы автор* «Таран
таса» нашел* где нибудь людей просвещен
ны х* и образованных*, но которые крепко
держатся старых* обычаев*, и удивился бы
этому,—тогда бы мы нисколько не удиви
лись его удивленш и вполне разделили бы
его...
Мы не будем* говорить, какъ Васшпй
Ивановичъ служил* въ Казани, плясал* на
одном* балу казачка и влюбился въ свою
даму; но мы не можем* пропустить р а ц е и
его «дражайшаго родителя» въ о тве т* на
«покорнейшую» просьбу «послушнейшаго»
сына о благословении на б р а к *:« Вишь, ще
нок*, что затеял *; еще на губах* молоко
не обсохло, а ужъ о бабе думает*». О т* ма
тери онъ услыхал* то же самое. Воля мужа
была ей законом*. Даром*, что пьяница,
думала она, а все-таки муж*. При этом *
автор* не мог* удержаться о т * восклица-
ны: «такъ думали въ старину!». Хорошо ду
мали въ старнну! прибавим* мы о т* себя.
Когда милый «тятенька» Василш Ивановича
умер* о т * сивухи, добрые его крестьяне
горько о нем * плакали; картина бьпа уми
лительная... Автор* очень остроумно заме
чает*, что «любовь мужика к * барину есть
любовь врожденная и п о ч т и н е и з ъ я с н и
м а я » : мы въ этом* столько же уверены,
как * и онъ... Наконецъ, Васшпй Ивановичъ
женился и поехал* въ Мордасы; на гра
нице поместья все мужики, «стоя на коле
н ях *», ожидали молодых* съ хлебом* и
съ солью. «Русские крестьяне, — говорит*
автор*, — не кричат* виватовъ, не выхо
д я т* И з* себя о т * восторга, но т и х о и
т р о г а т е л ь н о выражают* свою предан
ность; и ж а л о к * т о т * , кто видит* въ
них* только лукавых*, безсловесныхъ ра
бов* н не верует* въ и х * искренность.»
О б * этом* предмете мы опять думаем*
точно такъ же, какъ сам * автор*. Если бъ
ВасилШ Ивановичъ спросил* у своего ста
росты, отчего крестьяне такъ радуются,—
староста наверное ответил* бы:
....они
На радости, тебя увидя, пляшут*
После этого ВасилШ Ивановичъ сделал
ся, какъ и следовало отъ такого воспитаны
и таких* примеров*, предобродетельнымъ
помещикомъ. Онъ поправил* мужиков*,
управляя ими по «русской методё», б е з*
агрономических* и филантропических* усо-