Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  397 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 397 / 734 Next Page
Page Background

19

С0ЧИНЕН1Я В Г. БЪЛПНСКАГО.

20

барскаго плеча и нФчто изъ обуви. Кром* того,

такъ какъ платья было немпого, потому что

Иванъ Федотовичъ вФчно ходил* въ халат*, то

Вухтичу было еще предоставлено въ утфшенш

держать свою корову на господскомъ корм*.

Васшпй Ивановичъ мало оказывалъ почтенш

учителю, Фздилъ верхомъ на его спин*, драз-

нилъ его языкомъ и нер*дко швырялъ ему кни­

гой прямо въ носъ. Если же терпФливый Вух-

тичъ и выйдетъ, бывало, наконецъ изъ терпФ-

шя и схватится за линейку, Васил1й Ивановичъ

кувыркомъ побФжитъ жаловаться тятепьк*, что

учитель его, такой, сякой, бьетъ-де его палкой

и бранитъ его дурными словами. Тятенька съ-

пьяпа раскричится на Вухтича: „Ахъ, ты, с*-

дой этакой песъ, я тебя кормлю и одФваю, а

ты у мепя въ дому шумФть задумалъ! Вотъ я

тебя... смотри, по шеямъ велю выпроводить... Не

давать коров* его сФна...“ А кумушки и при­

живалки окружать Василш Ивановича и нач­

нусь его утФшать: „Ненаглядное ты паше

красное солнышко, свФтъ ваша радость, баринъ

ты нашъ, позвольте ручку поцФловать... Не слу­

шайтесь, ягода., золотой вы нашъ, хохла пога-

наго. Онъ —мужикъ, нашъ братъ... Гд * ему

знать, какъ съ знатными господами обиходъ

имФть...“

— „Что же въ самомъ дФлФ,—думал* Вухтичъ,

не ходить же по м1ру“. Заключешемъ всего

этого было то, что Вухтичъ женился на дворо­

вой дфвк*, получилъ въ награждена д в * де­

сятины земли, и воспиташе Василш Ивановича

было окончено.“ (Стр. 177).

Изобразив* съ такой поразительной вер ­

ностью «воспиташе» Василш Ивановича и

сказав*, что даже и оно не испортило его

доброй натуры, —автор* удивляется тому,

что в с * наши деды и прадеды воспитыва­

лись такъ же, какъ и Васидгй Ивановичъ,

а между т'амъ не въ пример* намъ были

отличнёйпне люди, съ твердыми правилами,

—что особенно доказывается темъ, что они

«крепко хранили не по логическому убе-

ждешю, а по какому-то странному (?) вну-

шенио (?!), любовь ко всем * напшмъ отече­

ственным* постановленшмъ.» Здесь автор*

что-то темновато разсуждаетъ; но, сколько

можем* мы понять, под* отечественными

поотановлешями онъ разумеет* старые обы­

чаи, которых* наши деды и прадеды дей­

ствительно крепко держались. Кому неиз­

вестно, чего стоило Петру Великому сбрить

бороду только съ малейшей части своих*

подданных*? Впрочем*, добродетель, кото­

рая возбуждает* такой эн ту зш м * въ авто­

ре «Тарантаса» и которая заключается въ

крепком* хранены старых* обычаев*, —

именно изъ того и вытекла, что наши деды

и прадеды, какъ говорит* гр аф * Соллогуб*,

«были точно люди не грамотные». Мы не

можем* прШти въ себя о т * удивленш, не

понимая, чему же автор* ту т * удивляется...

Эта добродетель и теперь еще сохранилась

на Руси, именно — между старообрядцами

разных* толков*, которые, какъ известно,

въ грамоте очень несильны. Китайцы то­

же отличаются этой добродетелью, именно

потому, что они, при своей грамотности,

ужасные невежды и обскуранты. Но еще

больше китайцев* отличаются этой доброде­

телью безчисленныя породы безсловесныхъ,

который совсем* неспособны знать грамоте

и которыя до сих* пор* живут* точь-въ-

точь, какъ жили и х * предки съ перваго

дня созданы. Вотъ, если бы автор* «Таран­

таса» нашел* где нибудь людей просвещен­

ны х* и образованных*, но которые крепко

держатся старых* обычаев*, и удивился бы

этому,—тогда бы мы нисколько не удиви­

лись его удивленш и вполне разделили бы

его...

Мы не будем* говорить, какъ Васшпй

Ивановичъ служил* въ Казани, плясал* на

одном* балу казачка и влюбился въ свою

даму; но мы не можем* пропустить р а ц е и

его «дражайшаго родителя» въ о тве т* на

«покорнейшую» просьбу «послушнейшаго»

сына о благословении на б р а к *:« Вишь, ще­

нок*, что затеял *; еще на губах* молоко

не обсохло, а ужъ о бабе думает*». О т* ма­

тери онъ услыхал* то же самое. Воля мужа

была ей законом*. Даром*, что пьяница,

думала она, а все-таки муж*. При этом *

автор* не мог* удержаться о т * восклица-

ны: «такъ думали въ старину!». Хорошо ду­

мали въ старнну! прибавим* мы о т* себя.

Когда милый «тятенька» Василш Ивановича

умер* о т * сивухи, добрые его крестьяне

горько о нем * плакали; картина бьпа уми­

лительная... Автор* очень остроумно заме­

чает*, что «любовь мужика к * барину есть

любовь врожденная и п о ч т и н е и з ъ я с н и ­

м а я » : мы въ этом* столько же уверены,

как * и онъ... Наконецъ, Васшпй Ивановичъ

женился и поехал* въ Мордасы; на гра­

нице поместья все мужики, «стоя на коле­

н ях *», ожидали молодых* съ хлебом* и

съ солью. «Русские крестьяне, — говорит*

автор*, — не кричат* виватовъ, не выхо­

д я т* И з* себя о т * восторга, но т и х о и

т р о г а т е л ь н о выражают* свою предан­

ность; и ж а л о к * т о т * , кто видит* въ

них* только лукавых*, безсловесныхъ ра­

бов* н не верует* въ и х * искренность.»

О б * этом* предмете мы опять думаем*

точно такъ же, какъ сам * автор*. Если бъ

ВасилШ Ивановичъ спросил* у своего ста

росты, отчего крестьяне такъ радуются,—

староста наверное ответил* бы:

....они

На радости, тебя увидя, пляшут*

После этого ВасилШ Ивановичъ сделал­

ся, какъ и следовало отъ такого воспитаны

и таких* примеров*, предобродетельнымъ

помещикомъ. Онъ поправил* мужиков*,

управляя ими по «русской методё», б е з*

агрономических* и филантропических* усо-