Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  395 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 395 / 734 Next Page
Page Background

15

С0ЧИКЕН1Я В. Г. ВМИНСКАГО.

16

его убйждете, — въ первую минуту ему

какъ будто больно оттого, но въ следующую

затЬмъ минуту онъ или самъ сочиняетъ

себе новое убёждеше, или возьметъ на про-

катъ чужое, и на этомъ успокоится. Силь­

ное сомнете и его муки чужды Ивану Ва­

сильевичу. Умъ его—парадоксальный и бро­

сается или на все блестящее, или на все

странное. Иго дважды-два—четыре, это для

него истина пошлая, грустная, и потому во

всемъ онъ старается изъ двухъ, умножен-

ныхъ на два, сделать четыре съ половиной

или

съ четвертью. Простая истина невыно

сима ему, и, какъ вей романтики и стра-

дательно-поэтическш натуры, онъ предоста-

вляетъ ее людямъ съ холодными умомъ,

безъ сердца. Во всемъ онъ видитъ только

одну сторону, — ту, которая прежде бро­

сится ему въ глаза, и изъ-за нея ужъ нп-

какъ не можетъ вид'Ьть другнхъ сторонъ.

Онъ хочетъ во всемъ встречать одно, и го­

лова его никакъ не можетъ мирить проти­

воположностей въ одномъ и томъ же пред­

мете. Такъ, напримЕръ, во Францщ онъ

увидЕли борьбу корыстныхъ расчетовъ и

мелкихъ интриги—и съ тйхъ поръ Францш,

его прежней идеалъ, вовсе перестала суще­

ствовать для него... Онъ неспособенъ по­

нять, что добро и зло идутъ о-бонъ, и что

безъ борьбы добра со зломъ не было бы

движенш, развитш, прогресса,

сдоеомъ

жизни; что историческое лицо можетъ въ

одно

и

то

же время действовать и по

искреннему убйждешю и по самолюбпо, и

что иеторш— говоря метафорически — есть

гумно, на которомъ цепами анализа отде­

ляются зерна отъ мякины человеческихъ

дЬяшй, и что количество мякины, хотя бы

и превосходящее количество зеренъ, ни­

когда не можетъ уничтожить цены и до­

стоинства самыхъ зеренъ. Нетъ, ему давайте

или одно белое, или одно черное, но теней

и разнообразен красовъ онъ не любитъ. Для

него не существуютъ люди такъ, какъ они

суть: онъ видитъ въ нихъ или демоновъ,

или ангеловъ. Все это происходить отъ

бедности его натуры, решительно неспо­

собной ни къ убЕждешямъ, ни къ етра-

стямъ, способной только къ фантазШкамъ и

чувствованьицамъ. А между темъ съ техъ

поръ, какъ только началъ онъ себя помнить,

онъ смотрелъ на себя, какъ на человека,

отмеченнаго перстомъ ПровидЬшя, назна-

ченнаго къ чему-то великому или по край­

ней мере необыкновенному... Это очень обык­

новенное явлеше въ обществахъ неустано-

вившихся, полуобразованныхъ, где вое пе­

стро, где невежество рядомъ идетъ съ зна-

шемъ, образованность — съ дикостью. Въ

такомъ обществе всякому человеку, который

обнаруживаетъ какое-нибудь стремлеше или

хоть просто претензш на образованность!

который живетъ не совсемъ такъ, какъ вей

живутъ, и любить разеуждать,—всякому та­

кому человеку легко уверить себя (и при

томъ очень искренно) и другихъ, что онъ—

гешальный человекъ. Если же при этомъ

онъ не глупъ и не тупъ, одаргнъ способ­

ностью легко схватывать со всего вершкп,

много читаетъ, обо всемъ говорить съ жа-

ромъ и решительно, бранить толпу, да сби­

рается путешествовать—то онъ гений, не­

пременно гешй! ВслЬдствш этого онъ всю

жизнь къ чему-то готовится... Прежде Ива­

ны Васильевичи носились съ своими непо­

нятыми толпе внутренними страдавший,

восторгами и разочарованшми, корчили изъ

себя Фаустовъ, Манфредов г, Корсаровъ;

теперь мода на эти глупости проходить,

и потому Иваны Васильевичи теперь пусти­

лись изучать Западъ и Россго, чтобъ раз­

гадать будущность отечества и узнать, чемъ

они могутъ быть ему полезны. Въ томъ и

другомъ случае главную роль играетъ не­

померное самолюбйе бедной натуры; само-

любш—единственная страсть такихъ людей.

Прежде Иваны Васильевичи съ истинно-ге-

шальнымъ самоотвержешемъ доходили до

грустнаго убеждения, что толпе не понять

ихъ, и что имъ нечего делать на земле;

теперь это сделалось пошло, и потому те­

перь Иваны Васильевичи решились убедиться,

что Западъ гшетъ...

Вотъ нашъ взглядъ на Ивана Василье­

вича, какъ на лицо, на характеръ. Когда

мы проследимъ нить событай, развиваю­

щихся въ «Тарантасе»,—читатели увидятъ

сами, до какой степени вТрень нашъ

взглядъ. Но прежде намъ над био сказать,

что авторъ «Тарантаса» очень умно и ловко

далъ своему маленькому донъ-Кихоту спут­

ника,—не Санчо-Пансу, а олицетворенный

непосредственный здравый емыслъ, въ лице

Васидщ Ивановича, медведеобразнаго, но

весьма почгеннаго казанскаго помещика.

Иванъ Васильевичъ — непризнанный, само­

званный гешй, питаюнцй реформаторски! на-

меренш насчетъ толпы; Василий Ивано­

вичи—толпа, которая своими пошлыми здра­

выми смысломъ обиваетъ восковыя крылья

самозванному гевш. Здравый смысли толпы

кажется пошлыми пстинному гевш и рано

или поздно падаетъ во прахъ передъ его

высокими безумшмъ; но онъ — бичъ само­

любивой посредственности, и немилосердно

бьетъ ее, даже иногда самъ не зная, какъ

и чемъ. Таковы отношешя другъ къ другу

обоихъ героевъ «Тарантаса». Первую и глав­

ную роль играетъ, безъ сомнЕнш, Иванъ Ва­

сильевичи; но Басил ¡й Ивановичи необхо-

димъ для Ивана Васильевича: безъ перваго

последний не были бы такъ опредЬлительно,