Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  393 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 393 / 734 Next Page
Page Background

п

СОЧИНЕНЫ В. Г. ГгТ1ТИНСКЛГО.

1 2

логубу въ большую заслугу, что онъ имен-

по Ивана Васильевича, а не другого како­

го-нибудь героя, выбралъ для своею юмо-

ристическаго карандаша, потому что совре­

менная действительность кишитъ такими

героями, вернее сказать, кншитъ Иванами

Васильевичами...

Что такое Иванъ ВасильеЕичъ? — Это

нечто въ роде маленькаго донъ-Кихота. Чтобъ

объяснить отношены Ивана Васильевича

къ настоящему, къ большому, къ испан­

скому донъ-Кихоту, надо сказать несколько

словъ о последнемъ. Донъ Кихотъ — пре­

жде всего прекраснейпнй и благородней-

пий человекъ, истинный рыцарь безъ стра­

ха и упрека Несмотря на то, что онъ

смешонъ съ ногъ до головы, внутри и сна­

ружи,—онъ не только не глупъ, но, напро-

тпвъ, очень уменъ; мало этого: онъ—истин­

ный мудрецъ. Потому ли, что такова уже

натура его, или отъ воспитаны, отъ об-

стоятельствъ жизни, —но только фантазш

взяла у него верхъ надъ всеми другими

способностями и сделала изъ него шута и

посмешище народовъ и вековъ. Отъ чте­

цы вздорныхъ рыцарскихъ сказокъ у не­

го, по русской пословице, умъ за разумъ

зашелъ. Живя совершенно въ мечте, со­

вершенно вне современной ему действи­

тельности, онъ лишился всякаго такта дей­

ствительности и вздумалъ сделаться ры-

царемъ въ такое время, когда на земле не

осталось уже ни одного рыцаря, а волшеб-

никамъ и чудесамъ верила только тупая

чернь. И онъ свято выполнилъ свой обетъ

—защищать слабыхъ нротивъ сильныхъ,

остался веренъ своей воображаемой Дуль­

цинее, несмотря на все акестошя разоча­

рованы, которыми подвергала его совсемъ

те рыцарская действительность. Если бъ

эта храбрость, это великодушы, эта пре­

данность, если бъ вей эти прекрасный, вы-

сокы и благородный качества были упо­

треблены на дело, вб-время и кстати,—

донъ-Кихотъ былъ бы истинно великимъ

человекомъ! Но въ томъ-то и состоитъ «го

отличи отъ всехъ другихъ людей, что сама

натура его была парадоксальная, и что ни­

когда не увиделъ бы онъ действительности

въ ея настоящемъ образе. и не употребилъ

бы кстати, во-время и на дело богатыхъ

сокровищъ своего великаго сердца. Родись

онъ во времена рыцарства, — онъ навер­

ное устремился бы на уничтожены его, и

если бъ узналъ о существовали древняго

Mipa,

сталъ бы корчить изъ себя грека или

римлянина. Но какъ не было уже и сле-

довъ рыцарства, когда онъ родился, то ры­

царство сделалось точкой его помешатель­

ства, его idée fixe. Когда ему случалось

выходить на минуту изъ этой мысли, онъ

удивлялъ всехъ своимъ умомъ, здравымъ

смысломъ, говорнлъ какъ мудрецъ. Даже

когда миствфикацы сильныхъ людей осу­

ществила мечты его рыцарскихъ стремлешй,

•—онъ, въ качестве судьи, обнаружилъ не

только велишй умъ, но даже мудрость. И

между темъ въ сущности онъ тёмъ не ме­

нее былъ сумасшедший, шутъ, посмешище

людей... Мы не беремся примирить это про­

тивореча; но для насъ ясно, что такш пара­

доксальный натуры не только не редки, но

даже очень часты везде и всегда. Оне

умны, но только въ сфере мечты; оне спо­

собны къ самоотверженно, но за призраки;

оне деятельны, но нзъ пуетяковь; онё да­

ровиты, но безплодно; имъ все доступно,

кроме одного, что всего важнее, всего-

выше — кроме действительности. Оне ода­

рены удивительной способностью породить

изъ себя нелепую идею и увидеть ея под­

тверждены въ наиболее противоречащихъ

ей фактахъ действительности. Чемъ неле­

пее запавшая имъ въ голову идея, темъ

сильнее пьянеютъ оне отъ нея, и на всехъ

трезвыхъ смотрятъ какъ на пьяныхъ, какъ

на сумасшедшихъ, какъ на безумныхъ, а

иногда даже .какъ на людей безнравствен-

ныхъ, злонамеренныхъ и вредныхъ. Донъ-

Кихотъ—лицо въ высшей степени типиче­

ское, родовое, которое никогда не -переве­

дется, никогда не устареетъ,—и въ этомъ-

то обнаружилась вся великость гейш Сер­

вантеса. Разве изуверъ по убеждеюю въ

наше время не донъ-Кихотъ? Разве не

донъ-Кихоты — эти безумные бонапартисты,,

которыхъ только смерть герцога рейхштадт-

скаго заставила разстаться съ мечт )й о

возможности возстановленш имперш во Фран-

пди? Разве не донъ-Кихоты—нынешны ле­

гитимисты, нынешны ультрамонтанисты,

нынешны тори въ Англия? А этотъ не­

когда велишй мыслитель, который въ моло­

дости далъ такое сильное движете р а зви тт

человеческой мысли, а въ старости взду­

малъ разыграть роль какого-то самозваннаго

пророка, этотъ Шеллингъ, однимъ словомъ,—

разве онъ не донъ-Кихотъ? Къ особеннымъ

и существенеымъ отличшмъ донъ-Кихотовъ

отъ другихъ людей принадлежишь способ­

ность къ чисто-теоретическимъ, книжнымъ,.

вне жизни и действительности почерпну-

тымъ убежденшмъ. Есть люди, по

мнёнго

которыхъ не только Атилла, самъ Адамъ былъ

славянинъ... это ли не донъ-кихотство?...

Другими не нравится созданная Петромъ

Великимъ Россш, и они съ горя, видно, меч-

таютъ о реставрацш блаженной эпохи, когда

за употреблены табака резали носы; другш

идутъ далее и хотятъ реставрацш Руси до

нашествш татаръ, а третьи желаготъ о воз-

вращенш въ XIX веке Руси ГостомыслоВ"