9
I. КРИТЙЧЕСК1Я СТАТЬИ.
10
¡рантасъ»
имёлъ
большой успЁхъ: его не
только раскупили и прочли въ короткое вре
мя, но одвимъ онъ очень понравился, дру-
гимъ очень не понравился, третьимъ очень
понравился и очень не понравился въ одно
и то же время; одни его хвалятъ безъ мЁры,
другы бранятъ безъ мЁры, третьи хвалятъ
и бранятъ
вмёстё
;
авторъ черезъ него пры
обрЁлъ себЁ и друзей, и враговъ; о его про
изведены говорить, судятъ и спорятъ. Это
уснЁхъ! По нашему
мнёнш
,
незавиденъ
успЁхъ произведены, которое возбудило бы
однё
похвалы, одну любовь, безъ порицашй,
безъ ненависти; подобный успЁхъ немно-
гимъ лучше нолнаго неуспЁха, т. е. когда
произведете возбуждаетъ одну брань безъ
похвалы,—хотя то и другое все-таки лучше,
нежели не возбудить ни похвалы, ни брани,
а встрЁтить одно равнодушное невнимаше.
Этотъ-то необыкновенный успЁхъ «Та
рантаса» и налагаетъ на критику обязан
ность — разсмо
1
рЁть его внимательно со
всёхъ
сторонъ. Для этого необходимо про-
■
слёдить
все развиты этого произведешя,
безпреетанно выражаясь словами автора
или прибЁгая къ выписками. Такой способъ
критики нисколько не опасенъ для «Таран
таса», какъ книги: онъ упредилъ нашу
статью слишкомъ тремя мЁсяцами, а въ
это время его уже вездЁ прочли, и едва
.ли найдется хотя одинъ читатель, который
прочелъ бы нашу статью, еще не успЁвъ
прочесть «Тарантаса».
. Русская литература, къ чести ея, давно
уже обнаружила стремление — быть зерка-
ломъ дЁйсгвительности. Мысль изобразить
въ романЁ героя нашего времени не при-
надлежитъ исключительно Лермонтову. Евге-
Н1Й О
нёгинъ
тоже—герой своего времени;
но и самъ Пушкипъ былъ упреждеяъ въ
этой мыслп, не будучи
никёмъ
упрежденъ
въ искусствЁ и совершенствЁ ея выполне
ны. Мысль эта принадлежитъ Карамзину.
Онъ первый сдЁлалъ не одну попытку для
ея осуществлены. Между его сочиненшми
есть неоконченный или, лучше сказать,
только что начатый роианъ, даже и на
званный «Рыцаремъ нашего времени». Это
былъ
вполнё
«герой того времени». На
зывался онъ Леономъ, былъ красавецъ и
ч у в с т в и т е л ь н ы й мечтатель. «Любовь
питала, согрЁвада, тЁшила, веселила его;
была первыми впечатлЁтемъ его души,
первой краской, первой чертой на бЁломъ
лпстё
ея чувствительности.» Онъ и родил
ся не такъ, какъ родятся нынче, а совер
шенно романически, совершенно въ духЁ
своего времени. Судите сами по этому от
рывку: «На луговой сторонЁ Волги, тамъ,
гдё
впадаетъ прозрачная рЁка Свшга и
гдё
,
вакъ
извёсгно
по исторш Натальи бояр
ской дочери, жплъ и умеръ пзгнанникомъ
невинный бияринъ Любославсшй,—тамъ, въ
маленькой деревенькЁ, родился прадЁдъ,
дёдъ
,
отецъ Леоиовъ; тамъ родился и самъ
Леонъ въ то время, когда природа, подобно
любезной кокеткЬ, сидящей за туалетомъ,
убиралась, наряжалась въ лучшее свое ве
сеннее платье; бЁлилась, румянилась... весен
ними цвЁтами; смочрЁлась въ зеркало... водъ
прозрачныхъ и завивала себЁ кудри... на
вершипахъ древесныхъ — то-есть въ маЁ
мёсяцё
,
и въ самую ту минуту, какъ пер
вый лучъ земного свЁта коснулся до его
глазной перепонки, въ орЁховыхъ кустахъ
запЁли вдругъ соловей и малиновка, а въ
березовой рощЁ закричали вдругъ филинъ
и кукушка: хорошее и худое предзнамено
ваны! по которому осьмидесятилЁтняя пови
вальная бабка, принявшая Леона на руки,
съ веселой усмЁшкой и съ печальными
вздохомъ предсказала ему счастье и не
счастье въ жизни, ведро и ненастье, бо
гатство и нищету, друзей и непрштелей,
успЁхъ въ любви и рога при случаЁ.» Это
го слишкомъ достаточно, чтобъ показать,
что Карамзинъ
имёлъ
бы полно; прав)
своего «Рыцаря нашего времени» назвать
«Героемъ нашего времени». Въ
повёсти
:
«"Чувствительный и холодный» (для харак
тера) Карамзинъ, въ
лицё
своего Эраста,
тоже изобразить одного изъ героевъ своего
времени. Въ юморпстическомъ очеркЁ: «Моя
исповёдь
»,
представилъ онъ еще одного
изъ героевъ своего времени, хоть и
совсёмъ
въ другомъ родЁ, нежели въ какомъ были
его Леонъ и Эрастъ. ПослЁ ОнЁшна и Пе
чорина въ наше время никто не брался
за изображены героя нашего времени. При
чина понятна: герой настоящей минуты -
лицо въ одно и то же время удивительно
многбсложное и удивительно неопредЁден-
ное,
тёмъ
болЁе требующее для своего изо
бражены огромнаго таланта. Сверхъ того
наша современность кипитъ необыкновен-
нымъ разнообразымъ героевъ: въ этомъ отно
шены Чичиковъ, какъ н р 1 о б р Ё т а т е л ь ,
не меньше, если еще не больше Печори
на,—герой нашего времени. Ж потому вся
современная русская литература, по не ■
обходимости принявъ исключительно юмо
ристическое направлены, устремилась на-
изображеше героевъ современности, смотря
по
силё
и средствамъ таланта каждаго пи
сателя. Иванъ Васильевичъ, герой «Таран
таса»—тоже одинъ изъ гироевъ нашего вре
мени. Онъ до того мелокъ и ничтоженъ, что
авторъ не могъ рисовать его серьезно, и съ
перваго же раза выводитъ его
смёшнымъ
,—
явный знакъ, что это одинъ изъ второсте-
пенныхъ героевъ нашего времени. Но въ
то же время нельзя не
вмёнить
графу Сол-