Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  392 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 392 / 734 Next Page
Page Background

9

I. КРИТЙЧЕСК1Я СТАТЬИ.

10

¡рантасъ»

имёлъ

большой успЁхъ: его не

только раскупили и прочли въ короткое вре­

мя, но одвимъ онъ очень понравился, дру-

гимъ очень не понравился, третьимъ очень

понравился и очень не понравился въ одно

и то же время; одни его хвалятъ безъ мЁры,

другы бранятъ безъ мЁры, третьи хвалятъ

и бранятъ

вмёстё

;

авторъ черезъ него пры

обрЁлъ себЁ и друзей, и враговъ; о его про­

изведены говорить, судятъ и спорятъ. Это

уснЁхъ! По нашему

мнёнш

,

незавиденъ

успЁхъ произведены, которое возбудило бы

однё

похвалы, одну любовь, безъ порицашй,

безъ ненависти; подобный успЁхъ немно-

гимъ лучше нолнаго неуспЁха, т. е. когда

произведете возбуждаетъ одну брань безъ

похвалы,—хотя то и другое все-таки лучше,

нежели не возбудить ни похвалы, ни брани,

а встрЁтить одно равнодушное невнимаше.

Этотъ-то необыкновенный успЁхъ «Та­

рантаса» и налагаетъ на критику обязан­

ность — разсмо

1

рЁть его внимательно со

всёхъ

сторонъ. Для этого необходимо про-

слёдить

все развиты этого произведешя,

безпреетанно выражаясь словами автора

или прибЁгая къ выписками. Такой способъ

критики нисколько не опасенъ для «Таран­

таса», какъ книги: онъ упредилъ нашу

статью слишкомъ тремя мЁсяцами, а въ

это время его уже вездЁ прочли, и едва

.ли найдется хотя одинъ читатель, который

прочелъ бы нашу статью, еще не успЁвъ

прочесть «Тарантаса».

. Русская литература, къ чести ея, давно

уже обнаружила стремление — быть зерка-

ломъ дЁйсгвительности. Мысль изобразить

въ романЁ героя нашего времени не при-

надлежитъ исключительно Лермонтову. Евге-

Н1Й О

нёгинъ

тоже—герой своего времени;

но и самъ Пушкипъ былъ упреждеяъ въ

этой мыслп, не будучи

никёмъ

упрежденъ

въ искусствЁ и совершенствЁ ея выполне­

ны. Мысль эта принадлежитъ Карамзину.

Онъ первый сдЁлалъ не одну попытку для

ея осуществлены. Между его сочиненшми

есть неоконченный или, лучше сказать,

только что начатый роианъ, даже и на­

званный «Рыцаремъ нашего времени». Это

былъ

вполнё

«герой того времени». На­

зывался онъ Леономъ, былъ красавецъ и

ч у в с т в и т е л ь н ы й мечтатель. «Любовь

питала, согрЁвада, тЁшила, веселила его;

была первыми впечатлЁтемъ его души,

первой краской, первой чертой на бЁломъ

лпстё

ея чувствительности.» Онъ и родил­

ся не такъ, какъ родятся нынче, а совер­

шенно романически, совершенно въ духЁ

своего времени. Судите сами по этому от­

рывку: «На луговой сторонЁ Волги, тамъ,

гдё

впадаетъ прозрачная рЁка Свшга и

гдё

,

вакъ

извёсгно

по исторш Натальи бояр­

ской дочери, жплъ и умеръ пзгнанникомъ

невинный бияринъ Любославсшй,—тамъ, въ

маленькой деревенькЁ, родился прадЁдъ,

дёдъ

,

отецъ Леоиовъ; тамъ родился и самъ

Леонъ въ то время, когда природа, подобно

любезной кокеткЬ, сидящей за туалетомъ,

убиралась, наряжалась въ лучшее свое ве­

сеннее платье; бЁлилась, румянилась... весен­

ними цвЁтами; смочрЁлась въ зеркало... водъ

прозрачныхъ и завивала себЁ кудри... на

вершипахъ древесныхъ — то-есть въ маЁ

мёсяцё

,

и въ самую ту минуту, какъ пер­

вый лучъ земного свЁта коснулся до его

глазной перепонки, въ орЁховыхъ кустахъ

запЁли вдругъ соловей и малиновка, а въ

березовой рощЁ закричали вдругъ филинъ

и кукушка: хорошее и худое предзнамено­

ваны! по которому осьмидесятилЁтняя пови­

вальная бабка, принявшая Леона на руки,

съ веселой усмЁшкой и съ печальными

вздохомъ предсказала ему счастье и не­

счастье въ жизни, ведро и ненастье, бо­

гатство и нищету, друзей и непрштелей,

успЁхъ въ любви и рога при случаЁ.» Это­

го слишкомъ достаточно, чтобъ показать,

что Карамзинъ

имёлъ

бы полно; прав)

своего «Рыцаря нашего времени» назвать

«Героемъ нашего времени». Въ

повёсти

:

«"Чувствительный и холодный» (для харак­

тера) Карамзинъ, въ

лицё

своего Эраста,

тоже изобразить одного изъ героевъ своего

времени. Въ юморпстическомъ очеркЁ: «Моя

исповёдь

»,

представилъ онъ еще одного

изъ героевъ своего времени, хоть и

совсёмъ

въ другомъ родЁ, нежели въ какомъ были

его Леонъ и Эрастъ. ПослЁ ОнЁшна и Пе­

чорина въ наше время никто не брался

за изображены героя нашего времени. При­

чина понятна: герой настоящей минуты -

лицо въ одно и то же время удивительно

многбсложное и удивительно неопредЁден-

ное,

тёмъ

болЁе требующее для своего изо­

бражены огромнаго таланта. Сверхъ того

наша современность кипитъ необыкновен-

нымъ разнообразымъ героевъ: въ этомъ отно­

шены Чичиковъ, какъ н р 1 о б р Ё т а т е л ь ,

не меньше, если еще не больше Печори­

на,—герой нашего времени. Ж потому вся

современная русская литература, по не ■

обходимости принявъ исключительно юмо­

ристическое направлены, устремилась на-

изображеше героевъ современности, смотря

по

силё

и средствамъ таланта каждаго пи­

сателя. Иванъ Васильевичъ, герой «Таран­

таса»—тоже одинъ изъ гироевъ нашего вре­

мени. Онъ до того мелокъ и ничтоженъ, что

авторъ не могъ рисовать его серьезно, и съ

перваго же раза выводитъ его

смёшнымъ

,—

явный знакъ, что это одинъ изъ второсте-

пенныхъ героевъ нашего времени. Но въ

то же время нельзя не

вмёнить

графу Сол-