Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  390 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 390 / 734 Next Page
Page Background

I. КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬИ

Т А Р А Н Т А С Ъ.

Путевыя вдечатлИнш. Сочинеше графа В. А. Соллогуба. С.-Петербургъ. 1845.

Въ современной русской литературе жур-

налъ совершенно убили книгу. Между раз­

ными балластами, все-таки только ви жур-

налахи, — разумеется, лучшихи (которыхи

таки немного),—можно встречать более или

менее замечательный произведен^ по части

изящной литературы. Сюда должно отнести

еще сборники или альманахи: ви лучшихи

изи нихи тоже попадаются иногда хоропля

пьесы. Но хорошая книга теперь истинная

редкость, таки что критиками и рецензен­

тами ex officio приходится хоть совсемп не

упоминать о книгахи и вместо ихи разби­

рать вновь выходяшдя книжки журналови и

даже листки газети. Теми большее внимаше

должна обращать критика на всякую книгу,

сколько-нибудь выходящую изп-нодн уровня

посредственности. Нечего и говорить, что по-

явлеше книги, которая слишкоми далеко вы­

ходить изн-подн этого уровня, должно быть

истинными праздникомн для критики. Ей

такими книгами принадлежишь «Тарантасн»

графа Соллогуба. Несмотря на то, что изи

двадцати глави, составляющихи это произве­

дете, цедыхн семь глави были напечатаны

ви «Отечественныхн Запискахп» еще ви

1840 году,— «Тарантасн»—столько же но­

вое, сколько и прекрасное произведете, ко­

торое своими появлешемп составило бы

эпоху и не ви такое бедное изящными со­

здавший время, каково наше. Семь глави

«Тарантаса», давно уже извйстныхн публике,

давали понятае только о достоинстве цЬлаго

произведешя, а не о идей его, прекрасной

и глубокой, которую можно понять только

по прочтенш всего еочиненш, проникнутаго

удивительной целостностью и совершенными

единствомп. Мноие видяти ви «Тарантасе»

какое-то двойственное произведете, ви ко-

тороми сторона непосредственнаго, художе­

ственная представлешя действительности

превосходна, а сторона воззрйшй автора на

эту действительность, его мыслей о ней,

будто бы исполнена парадоксови, оскорбля-

юхцихн ви читателй чувство истины. Подоб­

ное мн'Ьше несправедливо. Тй, кому оно при­

надлежит^ не довольно глубоко вникли ви

идею автора—и о б н е к т и в н у ю верность,

си какой изобразили они характери одного

изи герсеви «Тарантаса»—Ивана Василье­

вича, приняли за выражеше его личныхн

убйждетй,—тогда каки на самоми дйле ав-

тори «Тарантаса» столько же можетн отве­

чать за мненш героя своего юм о р и с т и -

ч е с к а г о разсказа, сколько, напримери, Го­

голь можетн отвечать за чувство, понятш

и поступки действующихи лици ви его «Ре­

визоре» или «Мертвыхи Душахн». Между

тТми обычный взгляди лучшей части чита­

телей на «Тарантасн» очень понятени: при

первоми чтенш можетн показаться, будто бы

автори не чуждн желанш, хотя и не прямо,

а предположительно, высказать черези Ивана

Васильевича некоторый изи своихи воз-

зрйшй на русское общество, и тЬмн легче

увлечься подобными ошибочными мнешемп,

что необыкновенный таланти автора и его

мастерство живописать действительность ли-

яшотн читателя способности спокойно смот­

реть на картины, который таки быстро и

живо проходятн переди его глазами. Мы

сами на первый рази увлеклись резкими

противоречии, которое находится между

этими безпрестанно сменяющимися и безпре-

станно поражающими новыми удивлешемн

картинами, и между странными—чтоби не

сказать нелепыми, мнениями Ивана Василь­

евича. Это заставило наеъ забыть, что мы