Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  391 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 391 / 734 Next Page
Page Background

7

СОЧИИЕЕПЯ В. Г. БЪЛИНСКАГО.

читаемъ не легюе очерни, не силуэты, а про­

изведете, въ которомъ характеры дбйству-

ющихъ лицъ выдержаны художественно, и

въ которомъ нбтъ ничего произвольна™, но

все необходимо проястёкаетъ изъ глубокой

идеи, лежащей въ основаны произведены.

Такимъ образомъ беремъ назадъ свое выра­

жены въ рецензш о «ТарантасЬ, что въ

немъ вмбстЬ съ дельными мыслями много

и парадоксовъ. Только въ ХУ и ХУ1-й гла-

вахъ авторъ «Тарантаса» говоритъ съ чи-

тателемъ отъ своего лица; и вотъ—кстати

заметить—эти-то главы больше всего сби-

ваюгъ читателя съ толку, раздвояя въ его

умб произведете графа Соллогуба и ужа­

сая его множествомъ страшныхъ парадо­

ксовъ. Но мы не скажемъ, чтобъ это были

парадоксы: это скорбе мнбны, съ которыми

нельзя согласиться безусловно и который

вызываютъ на споръ. Послбднее обстоятель­

ство даетъ имъ полное право на книжное

существоваше; съ чбмъ можно спорить и что

стоитъ спора,—то имбетъ право быть напи­

санными и напечатанными. Есть книги, имб-

ющы удивительную способность смертельно

наскучать читателю, даже говоря все истину

и правду, съ которой читатель вполнб со­

глашается; и, наоборотъ, есть книги, кото­

рый имбютъ еще болбе удивительную спо­

собность заинтересовать и завлечь читателя

именно противоположностью ихъ направле­

ны съ его уббждеными; онб служатъ для

читателя повбркой его собственныхъ вбро-

вашй, потому что, прочитавъ такую книгу,

они или вовсе отказывается отъ своего убе­

ждены, или умбряетъ его, или, наконецъ, еще

болбе въ немъ утверждается. Такой книгб

охотно можно простить даже и парадоксы,

тбмъ болбе, если они искренны, и авторъ

ихъ далекъ отъ того, чтобъ подозревать въ

нихъ парадоксы. Вотъ другое дбло —пара­

доксы умышленные, порожденные эгоисти­

ческими желашемъ поддержать вошющую

ложь въ пользу касты или лица: таше пара­

доксы не стоятъ опровержешя и спора: пре­

зрительная насмешка—единственное достой­

ное ихъ наказате...

Не будемъ пускаться въ изслбдованы—

къ какому роду и виду поэтическихъ про­

изведено! принадлежитъ «Тарантасъ». Въ

наше время, слава Богу, признается въ мфб

изящнаго только одинъ родъ—х о р о ш 1й,

запечатленный талантомъ и умомъ, а обо

всехъ другихъ родахъ и видахъ теперь

никто не заботится. Наше время вполне

прпнимаетъ глубоко мудрое правило Воль­

тера: «все роды хороши, кроме скучнаго».

Но мы въ отношены къ этому правилу го­

раздо последовательнее самого Вольтера, ко­

торый противоречили своему собственному

принципу, держась предашй и. повбрШ фран-

цузскаго псевдо-классицизма. Къ правилу

Вольтера: «веб роды хороши, кроме сьуч-

наго», наше время настоятельно ирибавляетъ

следующее дополнены: «и несовременнаго»,

■—такъ что полное правило будетъ: «веб

роды хороши, кроме скучнаго и несовремен­

наго». Поэтому мы если не признаемъ бе­

зусловно хорошими всего, чт5 имело огром­

ный успехи въ свое время, то во всеми

этомъ видимъ хороппя стороны, смотря на

предметъсъ и с т о р и ч е с к о й точки. Вслбд-

CTBie

этого, удивляясь великими генымъ

Данте, Шекспира, Сервавтеса, наше время

не отрицаетъ заслуги Корнеля, Расина и

Мольера; не становясь на колени передъ

Ломоносовыми, Державиными, Озеровыми,

Карамзиными, не видя въ нихъ слишкомъ

многаго для себя собственно,—теми съ не-

меньшимъ уважешемъ произпоситъ имена

ихъ, какъ людей, которыхъ творены въ ихъ

время были современно хороши, т. е. удо­

влетворяли потребностями ихъ современни-

ковъ. Чисто художественная критика, педо-

пускающая историческаго взгляда, теперь

никуда не годится, какъ односторонняя, при­

страстная и неблагодарная. Художественность

и теперь великое качество литературныхъ

произведешй; но если при ней нбтъ каче­

ства, закдючающагося въ духб современности,

она уже не можетъ сильно увлекать наеъ.

Поэтому теперь посредственно-художествен­

ное произведете, но которое даетъ толчокъ

общественному сознанш, будить вопросы или

рбшаетъ ихъ, гораздо важнбе самаго худо-

жественнаго произведены, ничего не дающаго

сознашю внб сферы художества. Вообще

наши вбкъ—в1жъ рефлексы, мысли, тре-

вожныхъ вопросовъ, а не искусства. Ска­

жемъ болбе: наши вбкъ враждебенъ чистому

искусству, и чистое искусство невозможно

въ немъ. Какъ во веб критическая эпохи,

эпохи разложены жизни, отрицаны стараго

при одномъ предчувствы новаго, теперь

искусство—не господинъ, а рабъ: оно слу­

жить постороннймъ для него цблямъ.

Мы сказали, что «Тарантасъ» графа Сол­

логуба—произведете художественное, но къ

этому должны прибавить, что оно въ то же

время и современное произведете,—что со­

ставляете одно изъ важнбйпшхъ его доето-

инствъ, которому обязано оно своимъ не-

обыкновеннымъ успбхомъ. Следовательно,

«Тарантасъ»—художественное произведете

въ современномъ значенш этого слова. От­

того въ него вошли не только разсуждены

между действующими лицами, но и цблыя

диссертащи. Оттого оно—не романъ, не по­

весть, не очеркъ, не трактатъ, не изслбдо-

ваше, но то и другое, и третье вмбстб. Пусть

называетъ его каждый какъ кому угодно:

тутъ дбло въ дблб, а не въ названы. «Та-

&