Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  39 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 / 734 Next Page
Page Background

<69

I. КРИТИЧЕСКШ СТАТЬИ.

7 0

въ посл’Ьднемъ они этикетны: пхъ пиры и

обеды выражаютъ не светскую, а политиче-

-ски-гражданскую общительность; они пре­

даны семейной жизни, где глава семейства

является маленькимъ деспотомъ и где ос­

новные принципы отзываются маленькимъ

варварствомъ феодальныхъ временъ; въ свет­

ской же жизни англичане этикетны и скуч­

ны съ достоинствомъ. Въ общественныхъ

нравахъихъдарствуютъчопорность, p ruderie,

и самая ограниченная, самая мелкая стес­

нительная моральность. Что то жестокое и

грубое есть въ ихъ нравахъ, какъ необхо­

димый результата вечнаго торгашества и

вечной борьбы промышленнаго духа съ внеш­

ними препятствшми. Энергш нацюнальнаго

духа англичанъ, которой они обязаны сво-

имъ государственнымъ величшмъ, своей

веемщной торговлей и своими всем]‘риыми

завоеваншми и поселеньями, трагически вы­

ражалась въ политическихъ и религюзныхъ

переворотахъ. Отсюда эта мрачность и су­

ровое величш ихъ поэзш; отсюда же проис-

ходятъ и ихъ велите успехи въ драмати­

ческой поэзш: сама исторш Англш есть рядъ

трагедШ,—и Шекспиру легко могла войти

въ голову мысль писать трагическш хрони­

ки Англш: матершлы были у него подъ ру­

кой,— стоило только оживить ихъ духомъ

поэзш. немецъ не рожденъ ни для свет­

ской, ни для нолитически-гражданской об­

щительности; чтб для француза еалонъ, мас-

карадъ, театръ, гулянье, бульваръ, чтб для

англичанина парламента и биржа, — то для

немца университета, ученый съездъ, уче­

ный комитета. Отсюда это удивительное

множество университетовъ, существующихъ

целые века; отсюда эта особенность уни-

верситетскихъ нравовъ и обычаевъ, эта

противоположность буршества съ филистер-

ствомъ. До тридцати лета немецъ бываета

буршемъ, и какъ скоро часовая стрелка

станета на последней минуте его1тридцати

лета, онъ тотчасъ же делается филистеромъ.

Мнопе изъ немцевъ даже родятся филисте­

рами, и ни одной минуты въ своей жизни

не бываютъ буршами, тогда какъ буршами

они никогда не родятся, а только прикиды­

ваются ими на время — ужъ никакъ не до­

лее

тридцати

лета.

Немецъ уживается, где

угодно; ему везде хорошо, везде отечество,

ж при всемъ этомъ онъ везде веренъ себе,

везде тотъ же угловатый и странный немецъ.

Это явлеше въ самой живой связи съ ос­

новной идеей нащонально-исторической жи­

зни немцевъ: они въ зяаши признаюта то,

чего еще нетъ, но что должно быть по раз-

ужу, и отвергают, то, что есть въ действи­

тельности, но чего бы не должно быть по

разуму, а живута въ ладу и въ мире со

.всякой действительностью; для немца знать

и жить — две совершенно различный вещи.

Немецъ более семьянинъ, чемъ кто-нибудь,

и ничего не можетъ быть возвышеннее и

сладостнее, а вместе съ темъ и пошлее его

семейнаго счастья: таково свойство всякой

односторонности и исключительности!.. Са-

харъ—хорошая вещь, но попробуйте сделать

обёдъ изъ одного сахара или на одномъ са­

харе—будета и приторно, и нездорово. Ни

на одномъ языке нетъ столь высокихъ не­

сешь любви, какъ на немецкомъ, и на немъ

же больше, чемъ на другихъ, написано при-

торныхъ до пошлости сердечныхъ излшшй.

И это относится не къ однимъ мелкимъ та-

лантамъ, не къ одной бездарности: чтб мо­

жетъ быть приторнее и пошлее «Стеллы»,

«Брата и Сестры», «Германа и Доротеи»?—

а Гёте былъ велишй гешй!

Такимъ образомъ. основная идея нащо-

нально-иеторическаго значенш народа, какъ

воздухъ—основной элемента всякаго еуще-

ствованш, проникаетъ насквозь и внутрен­

нюю, и внешнюю жизнь народа, давая себя

чувствовать, и какъ сумма нравственныхъ

убеждешй и принциповъ общества, и какъ

образъ и форма жизни, то есть какъ нравы

и обычаи народа. Велию'й поэтичесшй та­

ланта, являюицйся среди такого народа,

такъ сказать, съ модокомъ своей матери

всасываета въ себя готовое уже содержант

для своей будущей поэзш, для своихъ буду-

щихъ творешй, — и свободно, безъ всякихъ

усшпй и натяжекъ, выражаета въ нихъ и

достоинство, и недостатки основной идеи

нащонально-исторической жизни своего на­

рода.

Смотря на Державина, какъ на русскаго

Пиндара, Горацш и Анакреона вместе, долж­

но прежде решить вопросы были ли въ

это время историчесше и общественные

элементы, которые могли бы дать готовые

матершлы для его таланта, готовое содер­

жант для его поэзш? Вота въ чемъ во-

просъ, а совсемъ не въ томъ, что Держа-

винъ былъ потомокъ Багрима, северный

бардъ, и что въ его поэзш щедрой руной

разсыпаны алмазы, сапфиры, изумруды я

яхонты...

. ;

■<

• ■

••,

Какую идею предназначено выражать

Росши—определить это темъ труднее и да­

же невозможнее, что европейская исторш

Россш началась только съ Петра Великаго,

и что поэтому Россш есть страна будущаго.

Россш въ лице образованныхъ людей сво­

его общества носить въ душе своей непо­

бедимое предчувствш великости своего на-

8наченш, великости своего будущаго. И не

увлекаясь ни детскими фантазшми, ни лож-

нымъ латрютизмомъ, можно сказать смело,

что есть факты, превращаюпце это пред-

чуветвт въ убеждеше. Все велите народы