Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  37 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 37 / 734 Next Page
Page Background

65

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

купленные цЬной упадка доблести и добро­

детели. Впречемъ, и кроме Виргилш, этого

падЬдьнаго Гомера римскаго, римляне имели

своего истиннаго и оригинальнаго Гомера

въ лице Тита Л'ивн, котораго исторш есть

напдонадьная поэма, и по содержать), и по

духу, и по самой риторической форме своей.

Но высшей поэзшй римдянъ была и навсегда

осталась поэзш ихъ дЗзлъ, поэзш ихъ права:

первая и теперь возвыгааетъ и укрепляете

всякую благородную душу въ святомъ чув­

стве пaтpioтичecкaгo героизма, а Юстиша-

яовъ кодексъ—зрелый плодъ исторической

жмави римлянъ—освободидъ Европу , отъ

оковъ феодалвнаго права. Сначала принятый

ею какъ фактъ, онъ потомъ вошелъ въ ея

жизнь и въ свою очередь принядъ въ себя

хрясиансше элементы и теперь продолжаете

развитее своего безсмертнаго существовании

въ немъ-то и чрезъ него-то доселе живете

древний Римъ въ новомъ мфе.

Изъ народовъ новаго человечества ис­

панцы первые выступили на поприще все­

мирно-исторической жизни. Нацш экзальти­

рованная и фантастическая, Испанш должна

была на время слиться съ чуждымъ ей по

происхожденш, но родствепнымъ ей (по пыл­

кости чувства л воображенш) племенемъ

аравитяиъ и сделалась представительницей

рыцарственности среднихъ вековъ, съ ея

восторженными понятыми о чести, о достоин­

стве привилегированной крови, о любви, о

храбрости, о великодушии, съ ея фантасти­

ческой и суеверной релипозностыо. Отсюда

это множество рыцарскихъ романовъ и еще

большее множество романсовъ на испанскомъ

языке; отсюда же объясняется и появлеше

Сервантесова «Донъ-Кихота»: ибо веяная

крайность тамъ же, где возникла, и вызы­

ваете противъ себя реакщю.

Италш была второй страной новой Европы,

где загорелся свете просвещены. Италш

можно назвать, не боясь слишкомъ ошибиться,

христанской реставраций изящного мфа

древняго. И потому, какъ Испанш пред­

ставляла собой чудесное зрелище фантасти­

ческого сдшшя арашйскаго духа съ европей-

скимъ хрисианствомъ, такъ Италш предста­

вляла не менее чудное зрелище фантасти­

ческого елшшя древняго съ евроиейскимъ

хрис'йанствомъ, котораго «вечный городъ»

былъ главой и представителемъ. Возникшая

на классической почве, среди развалинъ и

памятниковъ древняго искусства, тевтон­

ская Италш возродилась въ чувстке красоты

и изящества. Огъ этого идея искусства сде­

лалась источникомъ жизни итальянца, и

каждый итальянецъ сталъ или художникомъ,

или диллетаитомъ. Итальянское искусство

осталось верно своему классическому небу,

своей классической природе, и въ новыхъ

Соч.

Б

ыинскаго

.

Т. III.

формахъ отразило древнюю жпзнь, съ ея изящ­

ной негой, съ ея обаятельными формами.

Самое богословы католицизма какъ-то чудно

слилося съ преданшми классической древ­

ности: Виргилгй чуть-чуть не считался евя-

тымъ, и въ «Божественной Комедш» онъ

провожаете великаго творца ея по мрач-

нымъ областями ада и чистилища. Чувствен­

ный и соблазнительный певецъ рыцарскихъ

и дюбовныхъ похождентй, Арюете больше

Тасса былъ итадьянскимъ Гомеромъ. У са­

мого Тасса героемъ поэмы скорее можно на­

звать Армиду, чемъ Годфреда: обольститель­

ный образъ первой есть более искреннее и

задушевное, а следовательно, и живое созда­

ны поэта, чемъ суровый образъ второго.

Критики новейшаго времени изъявили боль-

ппя сомненш насчетъ «идеальности» ма-

дониъ, созданныхъ кистью великихъ худож-

никовъ Италш; сверхъ того они видятъ въ

этихъ мадовнахъ более дань понятыми вре­

мени, чемъ свободное творчество, которому

были посвящены другш творены, более ис­

кренны и задушевныя, и потому более близгая

къ типу обаятельной и совершенно земной

красоты.

Въ наше время три нацш являются но

преимуществу представителями человечества

—Германш, Францш и Англы. Въ идеализме

заключается источникъ ращональной жизни

Германш. М(ръ идей составляете сферу, ко­

торой, такъ сказать, дышите немецъ. Цель

жизни немца—знаше, и знаше его заключе­

но въ идее; постичь идею предмета для

него—значите овладеть предметомъ. II по­

тому только въ знаши и соприкасается не­

мецъ съ мфомъ и жизнью. Отсюда его нрав­

ственный аскетизмъ; понявъ идею предмета,

онъ равнодушенъ къ тому, что этоте пред­

мете не сообразенъ со своимъ идеаломъ.

Отсюда и аскетичесюй характеръ поэзш нем-

цевъ; мфообъемлющая по идеямъ, воплощен-

пымъ въ ней, она призываете къ миру съ

действительностью, какова бы ни была эта

действительность; она настраиваете человека

къ одинокой созерцательной жизни внутри са­

мого себя, делаете его властелиномъ въ сфе­

ре мысли и машиной въ сфере действитель­

ности. И оттого-то немецкая поэзш такъ лю­

бить избирать своимъ исключительнымъ

предметомъ или виутренше процессы въ ду­

хе человека, или мистику сердца человече-

скаго. А отсюда объясняются велише успехи

немцевъ въ лирической поэзш и музыке и

ихъ неуспехи въ другпхъ родахъ поэзш. Но

уже аскетическая поэзш немцевъ исчерпала

все свое содержаше и совершила полный

круга свой: теперь жаждете оиа ипыхъ эле-

ментовъ, иныхъ мотивовъ. Какъ бы то ни

было, но внутреншй мфъ души человека—

ведишй шръ, и немцы оказали человечеству

6&