79
СОЧИНЕИШ В Г ВМИНСКА' О.
80
шкихъ безотрадныхъ воплей. Что делать! у
веяк.1ГО времени своя болезнь и свой недо-
статокъ. Время наше лучше прошлаго, а не
мы лушпе отцовъ нашихъ; если мотивы на-
шихъ страдай¡й выше и благороднее, если
ропотъ отчаянш вырывается изъ стесненной,
сдавленной груди нашей не при виде богача,
умершаго отъ индижестш, а при виде непри
знанного таланта, страждущаго достоинства,
сражевнаго благороднаго стремленш, несбыв-
шихся порывовъ къ великому и прекрасному.
Уптхи, радость и любовь
Г д к купно съ здршемъ блистали,
У
всёхъ
тамъ цЁпелгЬотъ кровь
И духъ мятется отъ печали:
Г
дё
столъ былъ яствъ—тамъ гробъ стоитъ,
Г
дё
пиршествъ раздавались клики—
Надгробные тамъ воготъ лики,
И блЁдна смерть па
всёхъ
гладить....
Здесь опять непосредственнымъ источни-
комъ отчаянш—противоположность между
утехами, радостью, любовью и здравшмъ и
между вр'Ьлшцемъ смерти, между столомъсъ
яствами и столомъ съ гробомъ, между кли
ками пиршествъ и воемъ надгробныхъ ди-
ковъ... Дети паровали за столомъ—грянулъ
громъ н обратилъ въ нрахъ часть собесйд-
никовъ: остальные въ ужасе и отчаянш...
И
какъ не быть нмъ въ ужасе, когда ихъ по
разила ужасная мысль: къ чему же и пиры,
если и ими нельзя спастись отъ смерти,—а
безъ пировъ къ чему же и жизнь?.. Да, на
ше время лучше времени отцовъ нашихъ...
Если хотите, и мы жадно любимъ пиры, и
мнопе изъ насъ только и двлаютъ, что пи-
рухотъ; но счастливы ли они пирами своими?
Увы, пиры никогда не прерывались и съ
усердшмъ продолжаются и въ наше время,—
это правда; но отчего же это уныше, это чув
ство тяжести и утомлены отъ жизни, эти
изнуренный блЬдныя лица, омраченная то
ской и заботой, этотъ—
............Увяднпй жизни ЦВЁТЪ
Безъ малаго въ воеьмнадцать
лётъ
?..
Ш ть, намъ жалка эти веселейшие старички,
упрекавшие насъ, что мы не умЬемъ весе
литься такъ, какъ веселились въ старые,
давше годы..
И предковъ скучны намъ роскошный забавы,
Ихъ добросовестный, ребяческШ разврата...
Говоря о неверности и скоротечности жизни
человека, поэтъ обращается къ
себе
само
му,—и его олова полны вдохновенной грусти:
Какъ еонъ, какъ сладкая мечта,
Исчезла
и
моя ужъ младость;
Не сильно нежить красота,
Не столько воехшцаетъ радость,
Не столько легкомысденъ умъ,
Не столько я благополученъ;
Желашемъ честей размученъ,
Зоветъ, я слышу, славы шумъ.
Итакъ, вотъ новое оболыцеше на вечер
ней заре дней поэта; но, увы! его разочаро
ванное чувство уже ничему не доверяет*»*—
и онъ восклицаете въ порыве грустна*'®
негодованья:
Но такъ и мужество пройдетъ,
И вместе къ славе съ нимъ етремявиъц
Богатствъ стяжаШе минете.
И въ сердце всехъ страстей волненье с
Прейдетъ, прейдетъ въ чреду свою.
Подите счастья прочь возможны!
Вы все пременчивы а ложны:
Я въ дверяхъ вечности стой!
Казалось бы, что здесь и конецъ од&} ив
поэзш того времени страхъ какъ любила вй-
воды и заключены, словно после порядковой
хрш, где въ конце повторялось другими сло
вами уже оказанное въ предложены и при
ступе. Итакъ, какой же выводъ сдЬлалъ
поэтъ изъ всей своей оды?—посмотрим*:
Сей день иль завтра умереть,
Перфильевъ, должно намъ, конечно;
По что жъ терзаться и скорбеть,
Что смертный другъ твой жиль не вечно?
Жизнь есть небеоъ мгновенный даръ:
Устрой ее себгъ къ покою,
И съ чистою твоей душою
Благословляй судебъ ударъ.
Видите ли: поэтъ вереяъ духу своего вре
мени и самому себе: оно, конечно, тяжело,
а все-таки не худо подумать о томъ, чтоб*
жизнь-то устроить себе къ покою... Не та
ковы поэты нашего времени, не таковы ж
страданья ихъ; вотъ какъ живописалъ кар
тину отчаянш оданъ изъ нихъ:
То было тьма безъ темноты;
То было бездна пустоты,
Безъ протяженья и границы
То были образы безъ лицъ;
То страшный мщъ какой-то былъ,
Безъ неба, свЁта и
свётилъ
,
Безъ времени, безъ дней и лгЬтъ,
Безъ Промысла, безъ благь и бЁдъ,
Ни жизнь, ни смерть—какъ сонмъ гр®-
бовъ,
Какъ океанъ безъ береговъ,
Задавленный тяжелой мглой,
Недвижный, темный и
нёмой
.
Прочитавъ т а т е стихи, право, потеряешь
охоту устраивать жизнь себе къ покою...
Мысль о скоротечности и нреходящноега
всего существующаго тяготила Державина»
Она высказывается во многихъ его стихо-
твореныхъ, и ее же силились выразить хла-
дЬюхще персты умирающаго поэта въ этих*
послЬднихъ етихахъ его:
РЁка временъ въ своемъ стремленья
Уноситъ всЪ дЁла людей,
И топитъ въ пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрезъ звуки лиры и трубы,
То
вёчности
жерломъ пожрется—■
И общей не уйдетъ судьбы!
Мысль эта также принадлежала XV III веку,
когда не понимали, что проходить и меня-