Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  38 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 38 / 734 Next Page
Page Background

67

СОЧИНЕНЫ В Г. ВЪЛИНСКАГО.

68

великую услугу ученой и поэтической раз­

работкой этого мира. Конечно, великое до­

стоинство аскетической поэзш н'Ьмцевъ со-

етавляетъ и велик® недостатокъ ея, какъ

всего односторонняго и исключительнаго; но

вое же сфера этой поэзш—сфера всемирно-

историческая, и въ ней не могли не явиться

елиюе, мировые поэты.

Совсймъ

иной

характеръ им^ютъ жизнен­

ная идея и паеосъ французской нац’и: это

вечно-тревожное стремлеше къ идеалу и

уравнены съ нимъ действительности. Искус­

ство во Франтя всегда было выраженымъ

основной стихш ея нашональной жизни: въ

вЬкъ отрицашя, въ XVIII вйкй, оно было ис­

полнено иронш и сарказма; теперь оно одно

исполнено етраданшми настоящаго и надеж­

дами на будущее. Всегда было оно глубоко-

нацшнальнымъ, даже во времена псевдо-клас­

сицизма, яатянутаго подражашя древнимъ,

—и Корнель, Расинъ, Мольеръ—столько же

нацюнальные поэты Францш, сколько Воль-

теръ, Руссо, а теперь Беранже и Жоржъ

Зандъ.

Англы составляетъ прямую противополож­

ность и Германш, и Францш. Сколько Гер­

маны идеальна, столько Англш практически

положительна; какъ велики успехи нАчцевъ

въ философы, такъ ничтожны попытки ангди-

чанъ въ абсолютной науке; у англичанъ

источникомъ всЬхъ ихъ историческихъ со-

быий бываете польза общества. ЧеловЬкъ

въ этомъ обществ^ ничего не значить

самъ по себе, но получаетъ большее или

меньшее значеше отъ того, чтб онъ имеете

или чвмъ онъ владЬетъ. Покорены сидъ

природы на службу обществу, победа надъ

матер!ей, пространствомъ и временеыъ,

развиты промышленности, какъ основной

общественной стихш, какъ краеугольнаго

камня зданы общества, —вогь въ чемъ сила

и ведшие Англш и ея заслуги передъ чело-

вЁчествомъ. Во многомъ похожая на древшй

Римъ, практическая Англш довершаетъ свое

сходство съ нимъ и огромными завоеваны-

ми, причина которыхъ—корыстные расче­

ты, а результатъ—распространены цивили­

зации по всему миру. Но въ отношенш къ

искусству Англш ничего общаго съ древ­

нимъ Римомъ не имеете: тевтонское племя,

двумя слоями—еаксонскимъ и нормандскимъ

•—легшее на почве ея историческаго формиро­

ваны, и христианство, какъ глубоко вошедшей

въ жизнь ея элементъ, заронили въ нацюналь-

ный духъ англичанъ плодовитыя семена по­

эзш.

Но и въ поэзш Англы резко отличается

отъ Германш и отъ Францш. Какъ въ стра­

не по превосходству общественной и практи­

ческой, въ Англш особенно развились драма

и романъ, недоступные для н’Ьмцевъ; отъ

французской же поэзш английская отличается

и своей художественностью, и своимъ равно-

дуппемъ къ вЬрно-изображаемой ею

действи­

тельности, безъ скорби о неразумности и

безъ

радости о разумности этой действительности,

безъ порываны подвигнуть ее возвыситься

до идеала. Но какъ Англы есть страна

все-

возможныхъ противореча нравственныгь,

то и невозможно подвести явлен® ея

поэзш

подъ какую либо определенную точку

зрЬ-

нш: такъ, вапримЬръ, объ руку съ ея

рав-

нодудпемъ къ добру и злу действительности

идетъ самый глубок® юморъ, а въ

БайронЬ

Англы имЬла поэта, который по

паеосу

своей поэзш всего родственнее Францш

и

всего враждебнъе своему отечеству.

Правда,

Вольтеръ и Руссо имЬли сильное влшше на

Байрона; но правда и то, что юморъ, мрач­

ная глубина и колоссальная сила духа Бай­

рона явно обличаютъ въ немъ сына Британ®.

Вообще Байронъ такъ же есть намекъ на

бу­

дущее Англш, какъ Шиллеръ—намекъ на

будущее Гермаши: оба эти поэта

были рез­

кими протнворЬчшми нацюнальному

духу

своихъ странъ, и въ то же время

каждый

изъ нихъ могъ явиться только въ своей стра­

не. Но съ Шиллеромъ скоро помирилась его

Германы, которую сначала такъ дико оза­

дачило его явлены; Байронъ же и умеръ

въ

непримиримой враждЬ съ своей родиной, н

великая нацы въ свою очередь двинулась

въ срЬтеше только гробу его...

л

Если въ этомъ очеркЬ нацюнадькостей,

игравшихъ или играющихъ первый роли на

позорищЬ всемирной исторш, и въ очеркЬ от­

ношены исторической идеи жизни народовъ

къ поэзш ыы не выразили опредЬдительно

нашей мысли (чего невозможно было сде­

лать, говоря мимоходомъ о такомъ предмете,

котораго стало бы на огромное отдельное

сочинены), то по крайней мЬрЬ сделали на

него опредЬлительный, сколько могли, на­

мекъ. Прибавимъ къ сказанному, что основ­

ная идея нащонально-исторической жизни на­

рода существуете всегда, какъ суммы понятий

и правилъ общества; она даете себя чувство­

вать даже въ самыхъ, повидимому, ыелочныхъ

обычаяхъ и нравахъ общества. Такъ, напри-

мЬръ, страсть французовъ къ баламъ, те-

атрамъ и всякаго рода публичными увеселе-

нымъ, ихъ природная вежливость и любез­

ность, охота и уменье вести легюй и

бег­

лый свЬтсшй разговори, ихъ искусство по­

пуляризировать всякое знаше, делать доступ-

нымъ черезъ ясное изложены всяк® пред­

мете, самое непостоянство ихъ модъ въ одеж­

де

и житейекихъ удобетвахъ, — все выте­

каете изъ основной идеи ихъ нащонально-

исторической жизни. Англичане суровы, важ­

ны и недоступны въ обществе, они легче

сходятся другъ съ другомъ въ парламенте,

въ трибунале, на бирже, чвмъ въ салоне, и