63
СОЧИНЕН! Я В. Г. ВМИНОКАГО,
64
ства въ Росеш. Державинъ великь и въ томъ,
чтб онъ сделал'!,: зачймъ же приписывать ему
больше того, чтб могъ онъ сделать? Держа
винъ велишй поэтъ руссшй,—и этого до
вольно; нйтъ никакой нужды величать его
Пиндаромъ, Анакреономъ и Горащемъ, съ
которыми у него нйтъ ничего общаго. Пин-
даръ, Анакреонъ и Горащй дййствовали на
почвй всемфно-истсрической жизни и были
по превосходству художниками, какъ органы
художественнаго древняго м1ра, особенно
Пиндаръ и Анакреонъ—пйвцы народа эллин-
скаго, народа-художника...
Во второй статьй мы разсмотримъ
стихо-
творенш Державина съ исторической точки,
безъ которой всякое еуждете о такомъ поэтй
было бы односторонне и неполно.
П.
Такъ какъ искусство со стороны своего
еодержашя есть выражеше исторической
жизни народа, то эта жизнь и имйетъ на
него великое влште, находясь къ нему въ
такомъ же отношенш, какъ масло къ огню,
который оно поддерживаетъ въ ламп
о,
пли,
еще болйе, какъ почва къ растеншмъ, кото-
рымъ она даетъ пит,пне. Сухая и камени
стая почва неблагоприятна для раститель
ности; бйдная содержат»емъ историческая
жизнь неблагопрштна для искусства. Содер
жите исторической жизни составляютъ идеи,
а не одни факты. Вей велише народы, въ
нсторш которыхъ мщодержавный промыслъ
осуществилъ судьбы человечества, жили и
живутъ идеей, и умираютъ, какъ скоро ихъ
историческая идея изжита ими вполнй. Но
таюе народы умираютъ только эмпирически:
идеально же ихъ существование беземертно.
Доказательство этому—древвтй мщъ. Доселй
вновь открытая улица Помпеи, вновь откры
тый домъ въ вей, съ его утварью и мель
чайшими признаками быта жителей,—для
насъ. гражданъ новаго мща, составляютъ
важное еобытае, возбуждая внимаше вейхъ
образованныхъ людей во вейхъ пяти частяхъ
свйта. А какое было бы торжество для обра
зованныхъ мща, если бъ нашлись утраченный
части творенй Геродота, Эсхила, Софокла,
Эврипида, Плутарха, Тита Лив'.я, Тацита и
другихъ?... Мнопе негодуютъ на то, что
наши дйти прежде именъ отечественныхъ
героевъ узнаютъ имена Содоновъ, Дикурговъ
Оемистокловъ, Аристидовъ, Перикловъ, Алки-
вшдовъ, Александровъ и Цезарей: негодо-
в а т е несправедливое и неосновательное!—
въ деснотизмй такого умственнаго, идеаль-
наго владычества древняго м!ра нйтъ ничего
оскорбительного и возмущающего; это власть
законная, почесть заслуженная! Идея древне
эллинской жизни была такъ глубока и много-
отороння, что нйтъ никакой возможности
даже намекнуть на нее въ нйсколькихъ сло-
вахъ,—особенно, если говоришь о ней мимо-
ходомъ, какъ говоримъ мы теперь. Другое
дйло—идея исторической жизни римлянъ:
она сколько глубока, столько же и односто
роння и но тому самому даетъ возможность
сколько-нибудь удовлетворительнаго на нее
намека. Пульсъ исторической жизни Рима,
ея сокровенный тайникъ, ея животворная
идея, ея альфа и омега, ея первое и посдйднее
слово,—это право (ju s). Итб было одной изъ
многихъ еторонъ исторической жизни Тре
щи,—то было единой, исключительной и пол
ной жизнью Рима—и зато Римъ вполнй
развилъ, разработалъ и изжилъ этотъ основ
ной элементъ своей жизни. Скажутъ: рим
ляне велики еще и какъ народъ воинствен
ный, какъ веемщные завоеватели. Такъ! ш>
и кромй римлянъ много было народовъ-за-
воеватедей, а одни только римляне, умйя
завоевывать, умйлн и упрочивать свои за-
воевашя. Пймъ же упрочивали они ихъ?—
Своимъ правомъ. своей гражданственностью.
Побйждениые народы принимали ихъ законы,
обычаи и нравы, даже самый языкъ ихъ, по-
тому непреложному вйчному закону истори-
чеекаго развитая, по которому тьма уступает»
мйсто свйту, невйжество—разуму. Право
было источяикомъ вейхъ событай, вейхъ вол
нений и переворотовъ въ исторической жизни
римлянъ, и вся иеторш ихъ—развитае идеи
права въ хронологической послйдователь-
ности фактовъ; оно, это право, было вйчнымъ
движителемъ и рычагомъ государственной и
общественной жизни римлянъ; изъ него и
для него длилась эта упорная борьба патри-
щевъ и плебеевъ, за него волновался народъ
и умирали Гракхи; щлобщешя къ нему до
бивались побежденные города и народы. Про-
цессъ гражданской борьбы и внйшней войны
почти всегда имйлъ въРимй своимъ резуль-
татомъ—успйхъ права. Скажутъ:^ несмотря
на то, что въ основй исторической жизни,
римлянъ лежала идея, ихъ искусство было
подражательное, не оригинальное? Такъ, но
причина этого заключалась, можетъ быть, въ
односторонности и исключительности ихъ
идеи, равно какъ и въ томъ, что римляне
были по преимуществу народъ практически,
чуждый всякой созерцательности. Поэзш яви
лась у нихъ, какъ наслйдш умершей Тре
щи, на закатй ихъ собственной жизни, когда
уже дряхлое общество не могло быть пита
тельной почвой для цвйтовъ поэзш. Оттого
латинская поэзш и носить на себя отпеча-
токъ не только подражательности, но
и
стар
ческой дряхлости: отпущенникъ Мецената,
Горащй, добровольно остался рабомъ и холо-
помъ своего милостивца, и создалъ меценат
скую поэзш,'воспйвая миръ и тишину Рима.