Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  36 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 36 / 734 Next Page
Page Background

63

СОЧИНЕН! Я В. Г. ВМИНОКАГО,

64

ства въ Росеш. Державинъ великь и въ томъ,

чтб онъ сделал'!,: зачймъ же приписывать ему

больше того, чтб могъ онъ сделать? Держа­

винъ велишй поэтъ руссшй,—и этого до­

вольно; нйтъ никакой нужды величать его

Пиндаромъ, Анакреономъ и Горащемъ, съ

которыми у него нйтъ ничего общаго. Пин-

даръ, Анакреонъ и Горащй дййствовали на

почвй всемфно-истсрической жизни и были

по превосходству художниками, какъ органы

художественнаго древняго м1ра, особенно

Пиндаръ и Анакреонъ—пйвцы народа эллин-

скаго, народа-художника...

Во второй статьй мы разсмотримъ

стихо-

творенш Державина съ исторической точки,

безъ которой всякое еуждете о такомъ поэтй

было бы односторонне и неполно.

П.

Такъ какъ искусство со стороны своего

еодержашя есть выражеше исторической

жизни народа, то эта жизнь и имйетъ на

него великое влште, находясь къ нему въ

такомъ же отношенш, какъ масло къ огню,

который оно поддерживаетъ въ ламп

о,

пли,

еще болйе, какъ почва къ растеншмъ, кото-

рымъ она даетъ пит,пне. Сухая и камени­

стая почва неблагоприятна для раститель­

ности; бйдная содержат»емъ историческая

жизнь неблагопрштна для искусства. Содер­

жите исторической жизни составляютъ идеи,

а не одни факты. Вей велише народы, въ

нсторш которыхъ мщодержавный промыслъ

осуществилъ судьбы человечества, жили и

живутъ идеей, и умираютъ, какъ скоро ихъ

историческая идея изжита ими вполнй. Но

таюе народы умираютъ только эмпирически:

идеально же ихъ существование беземертно.

Доказательство этому—древвтй мщъ. Доселй

вновь открытая улица Помпеи, вновь откры­

тый домъ въ вей, съ его утварью и мель­

чайшими признаками быта жителей,—для

насъ. гражданъ новаго мща, составляютъ

важное еобытае, возбуждая внимаше вейхъ

образованныхъ людей во вейхъ пяти частяхъ

свйта. А какое было бы торжество для обра­

зованныхъ мща, если бъ нашлись утраченный

части творенй Геродота, Эсхила, Софокла,

Эврипида, Плутарха, Тита Лив'.я, Тацита и

другихъ?... Мнопе негодуютъ на то, что

наши дйти прежде именъ отечественныхъ

героевъ узнаютъ имена Содоновъ, Дикурговъ

Оемистокловъ, Аристидовъ, Перикловъ, Алки-

вшдовъ, Александровъ и Цезарей: негодо-

в а т е несправедливое и неосновательное!—

въ деснотизмй такого умственнаго, идеаль-

наго владычества древняго м!ра нйтъ ничего

оскорбительного и возмущающего; это власть

законная, почесть заслуженная! Идея древне­

эллинской жизни была такъ глубока и много-

отороння, что нйтъ никакой возможности

даже намекнуть на нее въ нйсколькихъ сло-

вахъ,—особенно, если говоришь о ней мимо-

ходомъ, какъ говоримъ мы теперь. Другое

дйло—идея исторической жизни римлянъ:

она сколько глубока, столько же и односто­

роння и но тому самому даетъ возможность

сколько-нибудь удовлетворительнаго на нее

намека. Пульсъ исторической жизни Рима,

ея сокровенный тайникъ, ея животворная

идея, ея альфа и омега, ея первое и посдйднее

слово,—это право (ju s). Итб было одной изъ

многихъ еторонъ исторической жизни Тре­

щи,—то было единой, исключительной и пол­

ной жизнью Рима—и зато Римъ вполнй

развилъ, разработалъ и изжилъ этотъ основ­

ной элементъ своей жизни. Скажутъ: рим­

ляне велики еще и какъ народъ воинствен­

ный, какъ веемщные завоеватели. Такъ! ш>

и кромй римлянъ много было народовъ-за-

воеватедей, а одни только римляне, умйя

завоевывать, умйлн и упрочивать свои за-

воевашя. Пймъ же упрочивали они ихъ?—

Своимъ правомъ. своей гражданственностью.

Побйждениые народы принимали ихъ законы,

обычаи и нравы, даже самый языкъ ихъ, по-

тому непреложному вйчному закону истори-

чеекаго развитая, по которому тьма уступает»

мйсто свйту, невйжество—разуму. Право

было источяикомъ вейхъ событай, вейхъ вол­

нений и переворотовъ въ исторической жизни

римлянъ, и вся иеторш ихъ—развитае идеи

права въ хронологической послйдователь-

ности фактовъ; оно, это право, было вйчнымъ

движителемъ и рычагомъ государственной и

общественной жизни римлянъ; изъ него и

для него длилась эта упорная борьба патри-

щевъ и плебеевъ, за него волновался народъ

и умирали Гракхи; щлобщешя къ нему до­

бивались побежденные города и народы. Про-

цессъ гражданской борьбы и внйшней войны

почти всегда имйлъ въРимй своимъ резуль-

татомъ—успйхъ права. Скажутъ:^ несмотря

на то, что въ основй исторической жизни,

римлянъ лежала идея, ихъ искусство было

подражательное, не оригинальное? Такъ, но

причина этого заключалась, можетъ быть, въ

односторонности и исключительности ихъ

идеи, равно какъ и въ томъ, что римляне

были по преимуществу народъ практически,

чуждый всякой созерцательности. Поэзш яви­

лась у нихъ, какъ наслйдш умершей Тре­

щи, на закатй ихъ собственной жизни, когда

уже дряхлое общество не могло быть пита­

тельной почвой для цвйтовъ поэзш. Оттого

латинская поэзш и носить на себя отпеча-

токъ не только подражательности, но

и

стар­

ческой дряхлости: отпущенникъ Мецената,

Горащй, добровольно остался рабомъ и холо-

помъ своего милостивца, и создалъ меценат­

скую поэзш,'воспйвая миръ и тишину Рима.