Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  43 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 43 / 734 Next Page
Page Background

77

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

78

Теперь корнями вверхъ лежать.

Непостоянство—доля смертныхъ:

. Въ премЪнахъ вкуса—счастье ихъ;

Среди утЬхъ своихъ несмЬтныхъ

Желаемъ мы утЬхъ иныхъ.

Придутъ, придутъ часы тъ скучны,

Когда твои ланиты тучны

Престанутъ грацщ трепать;

И, можетъ быть, съ тобой въ разлукЬ

Твоя ужъ Пенелопа въ скукъ

Коверъ не будетъ распускать!

Не будетъ, можетъ, быть, лелЬять

Судьба ужъ болЬе тебя,

И вЬтръ благопрштный вЬять

Въ твой парусъ;—береги себя!

Въ заключитедьныхъ стихахъ оды Державина

особенно

в'Ьрелъ духу своего времени:

Доколь текутъ часы златые

И не приспЬли скорби злыя,—

Пей, гъшь и веселись, соскдъ!

Па свгыпгь о/сить намъ время срочно;

Веселье то лиш непорочно,

Раскаянья за коимъ н-Ьтъ.

Чувство наслажденш жизнью принимало

иногда у Державина характеръ необыкно­

венно прштнвй и грацшзный,—какъ въ зтомъ

ирелестномъ стихотворенш— «Гостю», дыша-

щемъ кроме того боярскимъ бытомъ того

времени:

Сядь, милый гость, здЬсь на пуховомъ

ДиванЬ мягкомъ отдохни;

Въ семь тоякомъ пологу перловомъ,

И въ зеркалахъ вокругъ усни;

Вздремни послЬ стола немножко;

Прштно часикъ похрапЬть;

Златой кузнечикъ, сЪра мотка

Сюда не могутъ залетЬть

Случится, что изъ сновъ прелестныхъ

Приснится зд'Ьсь тебЬ какой:

Хоть кладъ изъ сблаковъ небесныхъ

Златой посыплется рЬкой,.

Хоть дЬвушки мои домашни

Рукой тебЬ махнутъ, - я радъ:

Любовныя прштны шашни,

И поцЬлуй въ сей жизни кладъ.

Итакъ, вотъ созерцал ¡о, составляющее

основной элементъ поэзш Державина; вотъ

гд'Ь и вотъ въ чемъ отразился на русскомъ

обществ!; XVIII вЬкъ; и вотъ где является

Державинъ выразителемъ русскаго XVIII

века. И ни въ одномъ изъ его стихотворений

этотъ мотивъ не высказался съ такой пол­

нотой идеи, такой торжественностью тона,

такою подётистостью и яркостью фантазш и

такямъ громозвучщмъ слова, какъ въ его

превосходной одё «На смерть князя Мещер-

скаго», которая вместе съ «Водопадомъ» и

«Фелпцей» составляетъ ореолъ поэтическаго

гения Державина,—-лучшее изъ всего, напи-

саннаго имъ. Несмотря на некоторую напря­

женность, на нисколько риторически! тонъ,

составлявши необходимое условш и неиз­

бежный недостатокъ поэзш того времени,—-

сколько величш, силы чувства, и сколько

искренности и задушевности въ этой чудной

одй! Да и какъ не быть искренности и заду­

шевности, если эта ода—исповедь времени,

вопль эпохи, сичволъ ея понятай и убежде­

ний! Какъ колоссаленъ у нашего поэта страш­

ный образъ этой безпощадной смерти, оть

роковыхъ когтей которой не убйгаетъ ника­

кая тварь! Сколько отчаяшя въ этой харак­

теристике вооружекнаго косой скелета: и

монархъ, и узникъ—снедь червей; злость сти-

х й пожираетъ самыя гробницы; даже славу

зшетъ стереть время; словно быстрый воды

льются въ море- льются дни и годы въ веч­

ность; царства глотаетъ алчная смерть; мы

стоимъ на краю бездны, въ которую должны

стремглавъ низринуться; съ жизнью полу-

чаемъ и смерть свою—родимся для того, чтобъ

умереть; все разитъ смерть безъ жалости:

И звЪзды ею сокрушатся,

И солнцы ею потушатся,

И веЬмъ м!рамъ она грозитъ!

Отъ этого страшнаго мщосозерцанш потря­

сенный отчаяшемъ духъ поэта обращается

уже собственно къ человеку, о жалкой участи

котораго онъ слегка намекнулъ.

Не мнитъ лишь смертный умирать

И быть себя онъ вЬчнымъ чаетъ.—

Приходить смерть къ нему, какъ тать,

И жизнь внезапну похшцаетъ.

Увы! гдЬ меньше страха намъ,

Тамъ можетъ смерть постичь скор'Ье;

Ея и громы не быстрее

Слетаютъ къ горнымъ вышинамъ.

Чтб же навело поэта на созерцаше этой

страшной картины жалкой участи всего су-

щаго и человека въ особенности?—Смерть

знакомаго ему лица. Кто же было это лицо?

Потемкннъ, Суворовъ, Безбородко, Бецтй

или другой кто изъ историческихъ действо­

вателей того времени?—Н'Ьтъ: то былъ—

Сынъ роскоши, прохладъ и нЬгъ!

О, XVIII векъ, о, руесшй XVIII векъ!...

Сыпь росший, прохладъ и тъгъ,

Куда, Мещерский, ты сокрылся?

Оставилъ ты сей жизни орегъ,

Къ брегамъ ты мергвыхъ удалился:

ЗдЪсь персть твоя, а духа нЬтъ.

ГдЬ жъ онъ?—Онъ тамъ.—ГдЬ тамъ?—Не

знаемъ.

Мы только плачемъ и взываемъ:

„О горе намъ, рождеипымъ въ свЬтъ!“

Вникните въ смысдъ этой строфы—и вы

согласитесь, что это вопль подавленной ужа-

сомъ души, крикъ нестерпимаго отчаяшя...

А между тймъ исходнымъ нунктомъ этого

страшнаго еозерцатя жалкой участи чело­

века—не иное что, какъ смерть богача.

Можно подумать, что беднякъ, умерппй съ

голоду среди оборванной семьи, въ пред­

смертной агоши проеящШ хлеба, не возбу-

дилъ бы въ поэтй такихъ горестныхъ чувствъ,