Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  34 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 34 / 734 Next Page
Page Background

59

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКАГО.

во

Жуковсшй самъ подвинудъ языкъ впередъ

и

много

сдЬлалъ для стиха и для поэзш;

но

и у Жуковскаго есть длинныя пocлaнiя,

ко-

торыхъ достоинство заключается совеЬмъ

не

въ поэзш, а разв'Ь въ звучности стиха и

краснор'Ьчш, и который въ сущности немво-

гимъ важнее риторическихъ и дадактиче-

скихъ разсуждешй въ стихахъ Державина,

добродушно называемыхъ имъ одами. И въ

этихъ длинныхъ посланшхъ Жуковскаго ви-

денъ исторический ходъ развитая нашей по­

эзш: у Пушкина уже нфтъ подобныхъ про-

изведезвй, но потому именно и нКтъ, что

они уже были у Жуковскаго, и что уже при­

шло время кончиться имъ.

Итакъ, некого обвинять и нечего жалеть,

что Державинъ не былъ пбэтомъ-худошни-

комъ; лучше подивиться т'Ьмъ св^тозарнымъ

нроблескамъ доэзш и художественности, ко­

торыми такъ часто и такъ ярко вспыхиваетъ

дидактическая, по преобладающему элемен­

ту своему, поэзш этого могучаго таланта.

Натура Державина по преимуществу поэти­

ческая и художественная, но время и об­

стоятельства положили непреодолимая пре­

грады ея развита©, и потому въ созданшхъ

Державина н£тъ поэзш, какъ искусства,—

есть только элементы и проблески истинной

поэзш. Это уже не чисто-подражательная

иоезш, какъ у Ломоносова: въ ней уже слы­

шатся н чуются звуки и картины русской

природы, но перемешанные съ какой-то ис­

каженной, на французе©! маиеръ, грече­

ской миеолопей. Возьмемъ для примера пре­

красную оду «Осень во время осады Оча­

кова»: какая странная картина чисто-рус­

ской природы еъ Богъ-в4даетъ какой при­

родой,—очаровательной поэзш въ непонят­

ной риторикой:

Спустилъ с4дой Эолъ Борея

Съ цЪпей чугунпыхъ изъ пещеръ;

Ужасны крылья расширяя,

Махнулъ по свЪту богатырь;

Погналъ стадами вездухъ еишй,

Сгустилъ туманы въ облака,

Давнулъ—и облака разсЬлись,

<

Спустился дождь н восшумЪлъ.

Е ъ чему тутъ Эолъ, къ чему Борей, пе­

щеры и чугувжыя цепи? Не спрашивайте,

Е ъ чему нужны были пудра, мушки и фиж­

мы? Во время оно безъ нихъ нельзя было

показаться въ люди... Ж какъ нейдетъ рус- ,

ское слово «богатырь» къ этому немцу «Бо­

рею»!.. Можно ли гонять стадами сншй воз- ,

духъ? И чтб за картина: Борей, сгустивъ

туманы въ облака,, давнулъ ихъ;

облака раз­

ойдись, и

оттого

спустился дождь

а

восшу-

%

мйлъ?.. ВЬдь

это

—слова, слова, слова!..

Но

.далее:

Уже

румяжа оеень

иоситъ

Снопы златые на гумно.

Каше прекрасные два стиха! По нимъ вы

думаете, что вы въ Россш...

И роскошь винограду лроситъ

Рукою жадной на вино;

Тоже прекрасные стихи; но куда они пере­

носить васъ—Богъ весть!

Уже стада толпятся птичьи,

Ковыль сребрится по степямъ;

Шумящи красножелты листья

Разстлались всюду по тропамъ.

Въ опушк'Ь заяцъ быстронопй,

Какъ колпикъ посЪд’Ьвъ, лежитъ;

Ловецки раздаются роги,

И выжлятъ лай и гулъ гремитъ;

Заиасшися крестьянинъ хлЪбомъ,

гВстъ добры щи и пиво пьетъ;

Обогащенный добрымъ небомъ...

Тутъ вы ожидаете, что онъ благословляетъ

въ простоте сердца имя Божье за дары его;

ничуть не бывало:, онъ—

Блаженство дней своихъ поетъ!

Не на лире ли?..

Борей на осень хмуритъ брови,

И Зиму съ СЪвера зоветъ:

Идетъ еЬдая чародейка,

Косматымъ машетъ рукавомъ,

И сн’Ьгъ, и мразъ, и иней сыплетъ,

И воды лретворяетъ въ льды;

Отъ хладнаго ея дыханья

Природы взоръ оц’ЬпенЪлъ.

Ыа мЪсто радугъ испещренныхъ

Виситъ на небЬ мгла вокругъ,

А на коврахъ полей зеленыхъ

Лежитъ разсыпанъ б'Ьлый пухъ;

Пустыни сЬтуютъ и долы,

Голодны волки вшотъ въ нихъ;

Древа стоятъ и холмы голы,

И не пасется стадъ при нихъ.

Ушелъ олень иа тундры мшисты

И въ логовище легъ медвЪдь.

И вследъ за этими чудными стихами—

Но селамъ нимфы голосисты

Престали въ хороводахъ пЬть,

Небесный Марсъ оставилъ громы,

И легъ въ туманы отдохнуть...

Какой «небесный Марсъ» и въ каше «ту­

маны» легъ онъ на отдыхъ? "Что за «Нимфы

голосисты»—ужъ не крестьянки ли?.. Н®

называть нашихъ крестьянокъ нимфами все

равно, чт5 назвать Мелашей Маланью...

Что въ Державине былъ глубоко-худо­

жественный элемента, это всего лучше д®-

казываютъ его такь-называемыя «анажр*»

онтичесшя» стихотворешя. И между

нямж

нйтъ ни одного, вполий выдержавшего;

ж®

какое созерцаше, каше стихи! Вотъ, напрн-

м’Ьръ, «Победа красоты»:

-

Какъ храмъ Ареопагъ Паляад*,

Нептуна презря, посвятилъ,

Прнтекъ къ аеинской левъ оград*,

И ревомъ городу грозилъ.

Она копья непобедима /

Ко

ополчению не взяла,