Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  32 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 32 / 734 Next Page
Page Background

55

ООЧЖНЕШН В. Г. Б'ЫШНСКАГО.

то же время работавннй и умомъ, и топо-

ромъ, предогавдяетъ собой въ этомъ отно-

шенш дивное исключеше изъ общаго пра­

вила. Итавъ, чтд же оставалось делать Ло­

моносову? Прежде всего ему надо было по­

думать о теорщ, тогда какъ въ поэзш дру-

гнхъ вародовъ практика родила теорпо, фактъ

возбудилъ потребность сознанш. И вотъ Ло­

моноеовъ думаетъ о томъ, чтд такое поэзш,

какъ она должна быть, и, разумеется, смо-

тритъ па этотъ предмета, какъ смотрели на

него немцы того времени. Потомъ ему нуж­

но было подумать о языке, о версификацш,

ибо до него не было на Руси ни грамма­

тики, ни одного стиха, написаннаго не сил­

лабическими разм&ромъ, чуждымъ духу и

несвойственными гибкости и богатству руе-

екаго языка. (Тредьяковскаго тутъ нечего

брать въ раечетъ.) Что же было ему п'Ьгь?

Любовь?—но для выражешя той любви, ко­

торая знакома была современному ему обще­

ству, достаточно было и народныхъ свадеб-

ныхъ шЬсенъ, а о другой оно и не заботи­

лось. Н'Ьтъ, Ломоноеовъ нгЬлъ то, что было

ближе къ делу, что заключалось въ самой

действительности. Солнце русской жизни на­

долго закатилось со смертью Петра Великаго

и осветило ее вновь только съ восшествшмъ

на престолъ Екатерины Великой; после' ужа-

совъ Бироновской тиранш царстзоваше Еяи-

саветы но справедливое ги казалось эпохой

столь же счастливой, сколько и славной,—и

Ломоноеовъ пЬлъ «блаженство дней своихъ»,

пЬлъ «любезныя ему науки въ дражайшемъ

отечестве». Больше нечего было бы петь въ то

время и самому Шекспиру. Говорить, стихи

его обличаюсь оратора, а не поэта; да иначе

и быть не могло даже и въ такомъ случае,

если бы Ломоноеовъ быль столько же поэти­

ческая натура, какъ и Пушкинъ. Но вотъ

еще вопросы почему стихи Ломоносова такъ

необыкновенно хороши по своему времени?

Почему изъ его еовременниковъ никто не

насаль такихъ хоропшхъ стиховъ? Почему

стихи Сумарокова, более, чемъ Ломоноеовъ,

преданяаго поэзш и явившагося после него,

такъ далеко хуже Ломоноеовскихъ стиховъ?

Отчего стихи Державина сделали после сти­

ховъ Ломоносова такой малый шагъ впе­

реди, и то въ самыхъ лучшихъ его стихо-

твореяшхъ, тогда какъ въ большей части не

лучшихъ они хуже, чемъ стихи Ломоносова

въ оде <Къ 1ову», въ «Утреннемъ» и «Ве-

черяемъ размышлеши о величестве Божшмъ»,

который отличаются чистотой языка, обли­

чающей въ творце ихъ человека ученаго?

Конечно, «Мокрый Амуръ-» Ломоносова дале­

ко не пойдетъ въ сравнеше съ анакреонти­

ческими стихотворениями Державина, но по

своему времени это удивительное стихотво-

рен!е. Итакъ, вопросъ о поэтическомъ прн-

званш и таланте Ломоносова пока все еще

только—вопросъ, и едва ли есть возможность

решить его положительно или отрицательно.

Обратимся къ Державину. Никто самъ со­

бой ничего не дЬлаетъ ни великаго, ни ма-

лаго; но, оглядевшись вокругъ себя, всяшй

начинаетъ или продолжать, или отрицать

сделанное прежде его: это законъ неториче-

скаго развитая. Чувствуя наклонность къ по­

эзш, имя которой было уже печатно выго­

ворено въ Росши, и о которой носилась уже

темные слухи въ неболыномъ грамотномъ

кругЬ людей общества того времени,—Дер-

жавинъ естественно не могъ яе остановить

своего вниманш на Ломоносове и не подчи­

ниться его влшнда. И Державина за это такъ

же можно упрекать, какъ младенца за то,

что онъ лепечетъ языкомъ отца своего, звуки

котораго впервые огласили его слухъ, а не

языкомъ, котораго онъ звуковъ не могъ слы­

шать. Державинъ добродушно удивлялся ге-

нда Хераскова, высокому парен! го Петрова;

но его чутью дЬлаетъ большую честь, что онъ

решился подражать ?только одному Ломоно­

сову. Еще большую честь делаетъ Державину

то, что съ 1779 года онъ пошелъ собствен-

нымъ евоимъ путемъ. Не думайте, однако жъ,

чтобъ онъ на это решился но сознание недо-

статковъ поэзш Ломоносова или по убежде-

нш, что подражаше ни къ чему не ведетъ,

а надо всякому быть самими собой: нетъ!

для такого сознашя и такого убежденья еще

не наставало время, и Державину не откуда

было взять нхъ. Вотъ что говорить онъ самъ

о произведешяхъ первой своей эпохи до

1779 года: «Войхъ сихъ произведен^ сво­

ихъ авторъ самъ не одобряли, потому что

хотели подражать Ломоносову, но чувство­

вали, что таланта его не были внушаемъ

одинаковыми гешемъ: онъ хотЬлъ парить, но

не могъ постоянно выдерживать красивыми

наборомъ словъ, свойственнаго единственно

росшйскому Пиндару велелепш н пышности;

а для того въ 1779 году избрали онъ совер­

шенно особый путь, будучи предводимыми

наетавлеишми Баттё и советами друзей сво­

ихъ: Николая Александровича Львова, Ва-

силья Васильевича Капниста и Ивана Ива­

новича Хемницера». Не думайте также, что­

бы «совершенно особый путь» означали пол­

ную независимость отъ Ломоносова и совер­

шенную самобытность: такой быстрый пере-

: ходи въ то время были бы екачкомъ, а въ

иеторш нетъ скачковъ. Державинъ дМстви-

. тельно пошелъ своими особыми путемъ, но

не выходя изъ-подъ влшшя Ломоносовской

поэзш; въ поэзш Державина явились впер­

вые яркш вспышки истинной

ноэе

Й

и

, местами

даже проблески художественности, какая-то

ему одному свойственная оригинальность во

взгляде на предметы и въ манере выражать-