Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  366 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 366 / 734 Next Page
Page Background

723

724

СОЧИНЕНИЯ В. Г. БЫИНСКАГО.

Люблю простой, обдуманный нарядъ...

Я этихъ губъ люблю надменный очеркъ,

Задумчиво приподнятую бровь,

Душистыя зациски, быстрый почеркъ,

Душистую и быструю любовь;

Люблю я эту поступь, эти плечи,

Небрежный, заманчнвыя речи...

„Но (скажутъ мне) вне света никогда

Вы не встречали женщины прекрасной?“

Такихъ особъ встречали я иногда,

И далее въ двухъ влюбился очень страстно;

Какъ полевой цв’Ьтокъ он’Ь всегда

Такъ милы, но, какъ онъ, свой легтй запахъ

Он* теряютъ вдругъ... И Боже мой,

Какъ не завянуть имъ въ неловкихъ лапахъ

Чиновника, довольнаго собой?

Эти стихи не обойдутся автору даромъ; его

объявятъ за нихъ «аристократомъ», скажутъ,

что внДшшй блескъ предпочитаетъ онъ ду-

шЬ и сердцу, и т. и. По обыкновенно, въ

этонъ случай ему припишутъ то, чего онъ

и не думалъ, и горячо будутъ оспаривать

его въ томъ, чего онъ не говорилъ. ДАло

тутъ идетъ не о душгЬ и сердцА: позтъ го-

воритъ совсАмъ не о внутренней святынй

женщины, а о ея поэтической внешности,

которой могутъ не дорожить только натуры

еухш и грубыя. Поэзш формы, изящество

внешности, столь очаровательный въ жен-

щинА, могутъ почесться исключительными

явленшми внА большого свАта. Женщины

другихъ круговъ общества смотрятъ на

красоту и изящество, какъ на средство но-

скорАе выйти замужъ. Достигнувъ этой

вожделенной цйли, онй скоро перестаютъ и

пАть, и плакать, и читать сладеяьше стишки,

и кокетливо наряжаться, и поэтически дер­

жать себя; онА предаются прозе жизни, ско­

ро полнеютъ, пристращаются къ утреннему

дезабилье, забываютъ музыку, дуну, стихи,

мечту и т. д. Оттого до замужества почти

каждая нзъ нихъ — ангелъ доброты, дева

чудная, неземная, Полина или Надина, а

после замужества—солидная дама съ весомъ

въ обществе, ..женщина съ характеромъ,

Пелагея Петровна и Надежда Алексеевна.

Тутъ есть и другая причина. Юность сама

по себе есть уже поэзш жизни, и въ юности

каждый бываетъ лучше, нежели въ осталь­

ное время своей жизни; женщины въ осо­

бенности. Надо иметь слишкомъ много глу­

бины и силы въ натуре, чтобъ не охоло­

деть въ прозе жизни, сберечь чувство и

душу отъ холода действительности и сохра­

нить юность сердца и въ лАта зрелости, и

въ годы старости. Но т а к т натуры слиш­

комъ редки, и поэзш юности слишкомъ

редко бываетъ ручательствомъ за поэзш

дальнейшихъ вопросовъ. Бракъ есть реши­

тельная эпоха въ жизни мужчины и еще

более въ жизни женщины: для обоихъ это—

гробъ поэзш н колыбель пошлой прозы и

очерствАвш души и чувства. Авторъ «Па­

раши» превосходно охарактеризовал'!, эпите-

томъ «довольнаго собой» целый разряди лю­

дей, особенно страшныхъ и гибельныхъ для

благоуханной поэзш женсгвенныхъ существъ.

Люди разделяются не только на умныхъ и

на дураковъ: те и друпе равно редки, и

между ними занимаетъ место огромный р&з

рядъ пшнлыхъ людей. Эти люди пр боль­

шей части умны п не глупы, иногда же

между ними попадаются люди не безъ ума

и не безъ способностей; но главное ихъ ка­

чество въ томъ и цругомъ случае—доволь­

ство самими собой. Эти господа не зяаютъ,

что такое раскаяше, стремлеше къ идеалу

и тоска отъ невозможности достичь его, что

такое горе безъ несчастш и етрадаше при

хорошемъ положении дАлъ и добромъ здо­

ровье. Какъ бы ни была глубока и богата

духовными дарами натура женщины, но если

ея мужемъ сделается одинъ нзъ такихъ го-

сподъ, ей остаются только две неизбежный

дороги: или медленно зачахнуть, или поми­

риться съ жизнью, какъ она естг... Послед­

нее всего чаше случается. Въ выспшхъ

кругахъ общества при этомъ не исчезаете,

поэзш внешности, и нарядъ остается на­

всегда обдуманно простъ, взглядъ разсАянъ,

насмАшдивъ и дологъ, и любовь душиста

и быстра, какъ записки и почеркъ; но в.ъ еред-

нихъ кругахъ общества внешняя пошлость

верно отражаетъ внутреннюю, и милые по­

левые цветки быстро вянуть въ неловкихъ

лапахъ довольнаго собой чиновника...

На другой день въ доме отца Параши

ждутъ гостя. Старикъ наделъ фракъ; дочь

въ тайномъ волненш; ея прическа такъ мила,

перчатки такъ свежи... Наконецъ, гость

является. Онъ говорить со стариками,

очаровывает,ъ ихъ, съ Парашей ни слова; но

все въ немъ дышало «сознаше.чъ внезапнаго

сближенья».

И предаваясь дивной тишине,

Онъ наслаждался страстно и вполне.

Позтъ даже заставляетъ его «пылать

святымъ и чистымъ жаромъ» и уверяетъ,

что онъ былъ любимъ... Предупреждая со­

мн ете читателей, авторъ спрашиваетъ ихъ:

Скажите—ваша память мне номожетъ—

Какъ мне назвать ту страстную тоску,

Ту грустную, невольную тревогу,

Которая беретъ васъ понемногу...

Къ чему намъ лицемерить, о, друзья!

Ее любовью называю я.

Наступаете ночь; хозяине приглашаете

гостя погулять по саду и съ своей супругой по­

немногу отстаетъ отъ молодой четы. Душа

Параши не совсемъ спокойна, а онъ не

начинаете разговора за теме, что боится

внезапныхъ ощущешй и чувствительныхъ

порывовъ, за теме, что былъ смущецъ сво-