Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  363 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 363 / 734 Next Page
Page Background

717

II.

Б И Б Л I О Г Р А Ф I Я.

718

«Елены Глинской» у Шекспира и Вальтеръ-

Скртра? Въ чемъ увериться желалъ Полевой,

пародируя «Макбета» и насильственно пере­

таскивая въ свое сшивное произведете ни­

сколько неподходящую къ тогдашнему рус­

скому быту сцену изъ «Кенидъвортскаго

Замка»? З.ачЬмъ также Полевой передйлалъ

свою «Мать-испанку» изъ романа Мейснера

«Рйдкая Мать», а «Парашу-Сибирячку»—

изъ повйсти Метра «Молодая Сибирячка»,—

словомъ, для чего сшилъ онъ вей свои дра­

матически! представлены и повйети, истори­

ческих были и небылицы, анекдоты и сказки

изъ чужихъ лоскутьевъ?.. Ради какого испы­

таны, наконецъ, еше недавно, въ послйднемъ

блистательнййшемъ тв.ореши своемъ, «Домо-

носовъ», исказилъ Н. Полевой повйсть брата

своего, К. Полевого, и повторили въ своей

передйлкй гуртомъ вей аффекты, которыми

въ продолжены нйсколькихъ лйтъ озадачивали

публику Александринскаго театра поодиноч-

кй?... Вопросы неразрйшимые, на которые

едва ли и сами Полевой возьмется отвйчать

удовлетворительно...

Параша.

Разсказъ въ стихахъ Т. Л. Спб. 1843.

Теперь, когда Лермонтова ужъ нйтъ, а пре­

красное дарованы Майкова пока не обйщаетъ

игти дальше антологическаго рода,—поэзш

русская если не умерла, но уснула, какъ это

всегда съ ней бываетъ, какъ скоро тотъ, ко­

му дано свыше быть ея покровителемъ, или

скончается во цвйтй лйтъ, или измйнитъ на­

деждами, который подастъ о себй. Теперь

стихи встрйчаются только въ журналахъ;

между ними попадаются и таюе, въ кото-

рыхъ есть чувство и замйтно больные или

меньшее дарованы; но они вей лишены при-

сутствы могучей мысли. А такъ какъ поэзш

русская давно уже пережила свой першдъ

прекрасныхъ чувствъ и сладостныхъ мечта-

шй, и еще съ Пушкина начала першдъ мы­

сли,—то теперь проходятъ мимо внимашя

публики такы стихотворетя, которыми пре­

жде легко было бы въ одинъ день стяжать

славу великаго гены. Другими словами: мо­

гучими властителемъ душъ нашего времени

уже перестали быть «стишки»—въ потреб­

ности публики ихъ смйнила поэзш мысли.

Это особенно стало замйтно послй Лермон­

това. Вотъ почему если теперь и нельзя по­

жаловаться на бйдность въ стихотворныхъ

произведешяхъ, то нельзя и сказать, чтобъ

было что читать по этой части. День ноявле-

щя въ журналй неизвйстнаго стихотворетя

Лермонтова—теперь эпоха въ иеторш рус-

ецрй литературы: стихотворевы чигаютъ, пе-

речщываготъ, списываютъ, вытверживаютъ

на память. Стихотворетя, не принадлежа­

щая Лермонтову, тоже прочитываютъ, даже

похваливаютъ, но съ' тймъ, чтобъ совершен­

но. забыть ихъ по выходй новой книжкй

журнала. Мноше заключают, изъ этого, что

вмйстй съ Лермонтовыми умерла и русская

поэзш. Пт5 касается до насъ, мы не раздй-

ляемъ этого мнйиы и думаемъ, что русская

поэзш не умерла, а только уснула по обы-

кповешю, и что по временами она будетъ

просыпаться и разсказывать нами свои пре­

красные сны—до тйхъ поръ, пока не явится

на Руси новый поэтъ...

Небольшая книжка, на-дняхъ появившая­

ся въ Петербургй поди скромными назва­

ными «разсказа въ стихахъ», есть именно

одинъ изъ такихъ прекрасныхъ сновъ на

минуту проснувшейся русской поэзш, как!е

давно уже не видйлись ей. Увйренные въ

глубокомъ снй нашей поэзш, мы взялись за

«Парашу» съ явными нредубйжденымъ, ду­

мая найти въ ней или сентиментальную по-

вйсть о томи, какъ онъ любили ее, или какъ

она вышла замужъ за него, или какую-ни­

будь юмористическую болтовню о евоевре-

менныхъ нравахъ, написанную прозаически­

ми стихами. Каково же было наше удивле­

ны, когда вмйсто этого прочли мы поэму,

не только написанную прекрасными поэти­

ческими стихами, но и проникнутую глубо­

кой идеей, полнотой внутренняго содержа­

н т , отличающуюся юморомъ и ироный!...

Однако жъ, несмотря на то, увйренность на­

ша въ тяжеломъ снй русской поэзш была

такъ велика, что мы не повйрили первому

внечатлйшю и прочли снова,—еще лучше!

И теперь, когда отъ многократнаго повторе-

нш чтенш мы почти знаемъ наизусть пре­

красное поэтическое произведены, такъ не­

ожиданно, такъ отрадно освйжпвшее душу

нашу отъ прозы и скуки ежедневнаго бы­

та,—спйшимъ познакомить публику съ явле-

нымъ, которое имйетъ полное право на ея

ввиманы.

Хоть авторъ «Параши» (И. С. Тургеневъ),

скрывши свою фамилш подъ литерами Т. Л.,

и обозначать свое произведены скромными

именемъ «разсказа въ стихахъ», однако оно

тймъ не менйе—«поэма», въ томъ смыелй,

какой усвоенъ Пушкиными произведешямъ

такого рода. Итакъ, мы будемъ называть

«Парашу» поэмой: оно и короче, и гораздо

справедливйе, если вспомнить, что «Пернецъ»г

«Эдца», «Наталья Долгорукая», «Борсюй»

и тому подобные стихотворные разсказы ве­

личались поэмами. Содержите «Параши»

въ смыслй «сюжета» до того просто и не­

многосложно, что его можно разсказать въ

двухъ словахъ: на уйздной барышнй женит­

ся помйтцикъ сосйдъ,—вотъ и все. Но это

не содержите, а только канва содержания;

само же содержите поэмы такъ полно и бо-