Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  372 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 372 / 734 Next Page
Page Background

735

736

<

. С0ЧИНЕН1Я В. Г. Б'ЬЛИНСКАГО.

наго демона; такой вопроеъ решается только

временемъ и фактами,—а въ этомъ-то и со-

стоитъ иронш жизни. Правда, характеръ

истиннаго призванш тймъ отличается отъ

ложной тревоги, что въ немъ преобладаете

сторона разсудка,' тогда какъ въ последней

действуете преимущественно фантазш; но въ

томъ-то и заключается возможность ошибки,

что мечты фантазш часто очень похожи на

проявлена действительности, и что въ этихъ

мечтахъ есть своя доля действительности.

Человекъ не доволенъ своимъ положешемъ,

имъ овладеваете сильное неодолимое стре­

млеше вырваться изъ тйсиаго круга, въ кото­

рый поставила его судьба: это еще не значитъ,

чтобъ внутрентй голосъ этого человека звалъ

его сделаться великимъ деятелемъ въ сфере

исторш или искусства; чаще всего этотъ

внутреншй голосъ означаетъ не болйе, какъ

стремлеше сделаться просто человекомъ,

развить въ себе все данный Богомъ духов­

ный силы: но въ томъ-то и состоитъ иронш

жизни, что люди не всегда могутъ или уме­

й т е понять истинный смыслъ своихъ стре-

млешй, и прннимаютъ за тревогу генш зовъ

къ человеческому достоинству.

Литературная деятельность имеете въ себЬ

гораздо больше обаятельного, чймъ что-ни­

будь, можете быть, потому именно, что она

представляете собой одно изъ важнейпгахъ

поприщъ для таланта. Вотъ почему молодые

люди съ пылкимъ воображешемъ и горячей

кровью хотятъ у насъ быть непременно

поэтами. Для нихъ все люди разделяются

на два разряда: на людей великихъ, т. е.

поэтовь, и на людей обыкновенныхъ, т. е.

не поэтовъ. Если они почувствуютъ въ гру­

ди своей эту неопределенную тревогу, ко­

торая производится горячей кровью, пыл­

кимъ воображешемъ, маленькимъ избыткомъ

чувства, искоркой ума, а главное—-моло­

достью,—они сейчасъ хватаются за перо и

пишутъ стихи либо романъ. «Я поэта» —

за право сказать себе это слово, они го­

товы пожертвовать всемъ; но какъ это пра­

во не требуете особенно дорогихъ жертвъ,

по крайней мере свыше того, чт5 стоить

одна или две дести писчей бумаги да от­

важная досужесть измарать ее размерен­

ными строчками или размашистой прозой,

—то мнопе изъ нихъ легко добиваются

счастья быть печатан посвященными въ по­

эты со стороны прштельскаго журнала. По-

томъ они издаютъ книжечку своихъ стихо­

творений. Прштельсшй журналъ заранее из­

вещаете о выходе этой книжечки, какъ о

дйлй необыкновенномъ, потомъ расхвали­

ваете книжечку; публика засыпаете за нею,

—а сатана хохочетъ... И вотъ вамъ иронш

жизни! Изъ такнхъ бедныхъ стихотворцевъ

особенно жалки такъ-называемые поэты по

призванш, ноэты-самоучки и т. п. Между

ними есть люди действительно оъ призва-

шемъ—быть людьми порядочными и обра­

зованными, съ потребностью развить въ се­

бе природные дары; между ними бываютъ

даже люди съ внутренними вопросами, на

которые могли бы дать имъ ответь наука

и нравственное развита; но они предночи-

таютъ искать более легкаго и более пршт-

наго разрешенш своихъ вонросовъ, и нахо­

дить его—въ поэзш, но не въ поэзш вели­

кихъ гете въ творчества, а въ своихъ бед­

ныхъ и жалкихъ виршахъ. Процессъ твор­

чества они считаютъ какой-то кабалистикой:

они думаютъ, что если найдете на человека

дурь вдохновенш, то онъ безъ ума уменъ,

безъ науки свйдущъ и можете видеть безъ

глазъ, слышать безъ ушей. А тутъ еще удй-

влеше людей, лавровый венокъ славы, без-

смертае въ вйкахъ,—все это за такую де­

шевую цену! И пишете нашъ поэте, и

издаете онъ, наконецъ, книжечку своихъ

стихотворешй; но мфъ опокоенъ, люди и

не подозреваюта, что между ними явился

гешй...

Къ числу такихъ явлетй книжнаго мфа

принадлежать «Стихотворенш Милькеева».

Изъ посвященш книги и приложеннаго къ

ней письма поэта къ Василш Андреевичу

Жуковскому мы узнаемъ, что Милькеевъ

родился и выросъ на берегахъ Иртыша,

чувствовалъ въ себе неодолимое стремлеше

вырваться изъ теснаго, душнаго и ограни-

ченнаго круга, въ который поставила его

судьба, въ сферу болйе высшую, более че­

ловеческую, которую онъ почему-то пола-

галъ для себя въ поэтической деятельности;

и что, наконецъ, ободренный внпманшмъ В.

А. Жуковокаго и пользуясь его просвещен-

нымъ иокровительствомъ, переехалъ изъ Си­

бири въ Роесш. Вообще все письмо Миль­

кеева къ В. А. Жуковскому проникнуто

простотой, умомъ и достоинствомъ. Къ

ИЕ-

тереснейшимъ потребностямъ этого письма

принадлежать тй, .изъ которыхъмы узнаемъ,

что Милькеевъ чувствовалъ решительное

желаше сделаться поэтомъ при чтенш Плу­

тарха, когда ему было шестнадцать лета;

онъ не имелъ никакого понятая о нравилахъ

стопосложешя, и до уразуменш ихъ долженъ

былъ дойти собственной проницательностью.

Такъ же по'нялъ онъ и правила ороографш

русской. Безъ сомненш, все это стоило ему

болынихъ трудовъ и болыпихъ усшпй, Еакъ

человеку, Лишенному всехъ посойй, какш

представляютъ собой учителя и учебники.

Изъ этого видно, что Милькеевъ—то, что

называется «поэте самородный», «поэтъ-еа-

моучка». Самородные поэты особенно замй-