II. Б И Б Д I О Г Р Я Ф 1 Я.
Драматически сочиненш и переводы Н. А. Поле
вого.
Часть третья
. „Гамлетъ“.—„Уголино".
Спб. 1843.
Мы уже говорили о первыхъ двухъ ча-
стяхъ драматическихъ «представлешй» По
левого; но вышедшая теперь третья часть
ихъ вновь приводить насъ въ раздумье о
драматическомъ лоприщ'й этого Шекспира
Александриескаго театра, и потому намъ
следовало бы опять поговорить о немъ; но,
не желая повторять уже однажды сказаннаго
нами и ум'Ья отдавать должную справедли
вость основательными и хорошо изложен
ными мн'Ьтямъ, кому бы ни принадлежали
они,—мы выписываемъ здйсь изъ первой
книжки «Москвитянина» 1848 года сужде-
шя этого журнала о патрштическихъ дра-
махъ Полевого,—въ полной уверенности,
что все порядочные люди таки же безуслов
но согласятся си этими суждешемъ, какъ
мы съ ними согласились.
„Все драмы Полевого, имевшая успехи, до-
казывають, что у насъ всякое произведете, во
все чуждое художественная достоинства, но
основанное на патрштическомъ чувстве, будетъ
всегда иметь успехи въ нашей публике. Зри
тели, смотря на такую драму, рукоплещутъ не
пьесе, не автору, а своими собственными чув
ствами, которыя въ нихъ затронуты, а затро
нуть ихъ въ русскомъ народе не много надоб
но искусства. Писатели съ огромными талан
тами не посягаютъ на изображена такихъ вы-
сокихъ чувствъ, боясь уронить ихъ недостат-
комъ силъ въ искусстве или вызвать незаслу
женное ими руконлескаше; писатели безъ на
дежды на свой талантъ не смотрятъ на то и,
во что бы ни было, хотятъ снискать одобреше.
„Патриотическая драма, угождающая вкусу
народа и любимыми его чувствами, у насъ не
переводилась. Вспомнимъ
Великодушие, Рекрут-
■ект Наборъ
Ильина,
За Богомъ Молитва, а
за Царемъ служба не пропадаешь
Иванова.
Кпяз'ь Шаховской умножили также репертуаръ
особенно восноминашями двенадцатая года.
Полевой, вспомнившй действш, какое эти дра
мы произвели на публику, возобновили этотъ
роди во всехъ его подробноетяхъ, съ теми же
достоинствами и недостатками. Лица его цели-
коми берутся изъ прежнихъ драмъ, выкроены
по той же мерке и говорятъ теми же самыми
языкомъ.
„Доказательствомъ справедливости нашего
мненш о драме Полевого, что она успехомъ
•своими обязана чувствами патрштическимъ, а
не своему литературному достоиству, можетъ
служить одна изъ напечатанныхъ теперь пьесъ—
Солдатское Сердце или Биваки въ ваволакоъ.
Въ ней выведено собьте изъ жизни Булгари
на, какъ сознается сами авторъ, хотевппй по
сле патрштическихъ драмъ прославить и до
брый подвиги своего искренняго друга. Драма
упала, по признанно самого же автора. Какая
была этому причина? На афишке не было объ
явлено, что драма представляешь подвиги изъ
военной жизни Булгарина; да если бы и было
объявлено, то публика петербургская такъ лю
бить Булгарина, какъ онъ сами насъ нередко
въ томи уверяетъ, что подобное объявлете,
конечно,
не повредило бы
успеху пьесы. Враги
лее его, верно, не такъ ужъ сильны, чтобы мо
гли составить заговори противъ его драмати
ческой аповеозы, написанной, въ знаки друж
бы, Полевыми. Нети, причина не въ томъ. Въ
драме выведено собьте изъ простой лсизни
частная человвка, ужъ безъ всякихъ патрш-
тическихъ чувствъ, безъ громкихъ или завле-
кательныхъ имени Державина, Хемницера, Су
марокова... тутъ требовалось одно простое ис
кусство, безъ всякой помощи посторонней, и
драма упала, потому что искусства не было.
„Когда нети у автора въ запасе патрштиче
скихъ чувствъ, чтобы привлечь нашу публику,
то онъ прибегаетъ къ известными историче
скими именами нашей литературы, выводить
безъ всякаго угрызенш совести Державина,
Хемницера или уродуетъ Тредьяковская, Су
марокова, вызываетъ рукоплесканья себе гром
кими стихами нашего лирика, или баснями
Хемницера. или заставляетъ смеяться насчетъ
дурныхъ стиховъ Тредьяковскаго, уродливо про-
чтенныхъ актеромъ,—или пародируетъ между
Триссотиномъ и Вад^сомъ, заменивъ ихъ име
нами Сумарокова и Тредьяковскаго... Мотивы
все не новые, давно употребленные княземъ Ша
ховскими и другими... Только жаль, что тутъ
вмешиваются имена такш, которыми мы дол
жны дорояшть и которыя надобно выводить
осторожно... Не прштно лее слышать, какъ Дер-
жавинъ и Хемницеръ, наперерывъ другъ пе-
редъ другомъ, хвастаютъ своими стихами на
глазахъ всей публики.
„Друзья Полевого, говоря объ его драмахъ,
всегда прпбавляютъ: „если бы Полевой не пи
сали для сцены, что было бы съ русскими те-
атромъ?“ Весьма достойно замечанш, какъ По
левой, владеюнцй умомъ сметливыми и обо
ротливыми, являлся всегда тамъ, где соверша
лось падете какого-нибудь рода словесности...
Упали журналы въ Москве и Петербурге и,
состарившись, лениво меняли свои страницы...
Полевой явился кстати съ своими „Телегра-
фомъ“... Умеръ Карамзинъ, не завещавъ нико
му историческая пера своего... Полевой тутъ
какъ тутъ съ „Исторшй Русскаго Народа“...