Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  360 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 360 / 734 Next Page
Page Background

711

СОЧИНЕНШ В. Г. Б'БЛИНСКАГО.

712

Упала русская драма на нашей сцен*. Дея­

тельный и остроумный князь Шаховской схо­

дить съ нея съ безконечнымъ роемъ своихъ

произведешй. Кукольникъ дЪлаетъ трагичесшя

усилш, чтобы поддержать нашу Мельпомену,

но и тотъ нокидаетъ роль драматика. Сцена

почти пуста и живетъ только переделками съ

французскаго... Полевой и тутъ поспеваетъ и

строить какую-нибудь драму изъ обломковъ

патрютической драмы Ильина и ведорова, изъ

прежнихъ мотивовъ князя Шаховского, изъ ужа-

совъ неистовой мелодрамы французской, вос­

произведенной имъ въ „Уголино“, изъ преж-

нихъ детскихъ своихъ воспоминашй о драме

Коцебу, съ примесью некоторыхъ новыхъ изъ

Дюма, Гюго, Шиллера, Шекспира, а иногда изъ

оперъ, какъ, напримеръ, „Фрейщица“ и проч,

Вотъ происхождевце драмы Полевого... Это пост­

ный ужинъ, который хозяинъ дома, за неимЪ-

шемъ свежей провизш, на скорую руку соста-

вляетъ изъ оставшихся объедковъ отъ своей

обеденной трапезы и предлагаетъ неожиданно

наехавшими гостями... Они и тому рады, по

известной пословице русскаго хлебосольства о

безрыбье...“

Ничего не можете быть справедливее и

безпристрастнее этого сужденш, такъ замы­

словато н остро высказаннаго! Есть истины

до того очевидный и неопровержимый, что

въ нихъ не могутъ не соглашаться люди

самыхъ противоположныхъ характеровъ, са-

мыхъ не сходныхъ убеждешй и направленШ,

словомъ,—люди, которщмъ какъ будто на­

значено ни въ чемъ не соглашаться другъ

съ другомъ. Такова, напримеръ, истина су-

ждешя «Москвитянина» о патрютичеекихъ

и всякихъ другихъ «представлешяхъ» Ноле­

вого: мы, ни въ чемъ не согласные съ «Мо-

снвитяниномъ», признаенъ его мнете о

драмахъ Полевого неоспоримо истиннымъ,—

и думаемъ, что если самъ Вулгаринъ, этотъ ис­

кренней другъ Полевого, не согласится те­

перь съ этимъ мнешемъ, то разве по ка-

кимъ-нибудь неяредвиденнымъ обстоятель-

ствамъ настоящей минуты... Что же касается

до мненья «Москвитянина» объ изворотли­

вой и сметливой литературной деятельно­

сти Полевого, всегда поспешающей строить

ж

созидать на развалинахъ падшихъ здашй,

изъ мусорныхъ матертловъ самыхъ этихъ

развалишь,—то это мнете, съ которымъ мы

безусловно согласны, еще прежде «Москви­

тянина» высказано самимъ Булгаринымъ, съ

которымъ мы тогда же въ этомъ согласи­

лись. А было это, помнится, еще въ 1839

г., и «Отечественный Записки» въ свое

время сообщили 'публике этотъ любопыт­

ный фактъ безпристрастш Булгарина въ

деле литературнаго сужденш о другб; но

какъ повтореше основательныхъ мнешй, чьи

бы они ни были, служитъ къ ихъ распро­

странен® и утвержден®, то мы вновь со-

общимъ читателямъ интересное мнете Бул­

гарина,—тбмъ более, что это нужно намъ

въ настоящемъ случае для доказательства

единодушна® соглаеш всехъ и каждаго въ

деле слишкомъ очевидныхъ истинъ.

„Почтенный Н. А. Полевой пишетъ, какъ го­

ворить, полосами. Очемъ рЪчь въ публикЪ, за то

принимается почтенный Н. А. Полевой. Была

эпоха журналовъ, Н. А. издавалъ журналъ; бы­

ла мода на Шеллингову философ® и полити­

ческую эконом®—онъ писалъ о философш и-

политической экономив Настала мода на рома­

ны—онъ сталь писать романы. Альманахи вве­

ли въ моду оригинальный повЪсти—Н. А. сталъ.

писать повЪсти. Заговорили объ исторш,—вотъ

есть и исторш; наконецъ, вкусъ высшаго сосло-

вш и публики явно обратился къ театру, и Н.

А. Полевой пишетъ трагедш, драмы, драмати­

чески представленья, драматически были и во­

девили. Пишетъ онъ такъ много, что мы не

можемъ постигнуть, когда онъ выбиралъ вре­

мя, чтобы читать и учиться! Н. А. Полевой—

человЪкъ умный и

удивительно смышленый.

Онъ не можетъ написать ничего решительно

дурного, а между тЪмъ написалъ онъ много

хорошаго. Что онъ напишетъ—во всемъ про­

бивается то талантъ, то смЪтливость, то ловкое

подражание,

и все приноровлено къ попятгямъ

большинства.

Невозможно быть безпристраст-

хгЬе насъ къ Н. А. Полевому, и,

не взирая на про­

шедшее,

мы всегда отдаемъ справедливость его

таланту, уму, трудолюб®,

а больше всего его

смттливости

,

въ которой онъ не импетъ рае-

наго въ нашей литературп.“

Совершенная правда! Такъ какъ пришлось

къ слову, зам'Ьтимъ тутъ же, что этой, дей­

ствительно удивленья достойной, см'Ьтливо-

стыо обладаетъ между русскими литератора­

ми не одинъ Полевой: отдавая ему полную

справедливость, мы не должны же быть не­

справедливы и къ Булгарину, тоже облада­

ющему замечательными талантомъ въ этомъ

роде. Вся разница въ характере таланта:

Полевой больше устремляется, какъ справед­

ливо замечаетъ «Москвитянинъ», туда, гдй

совершилось падете какого-нибудь рода сло­

весности; Булгаринъ, напротивъ, является

неожиданно большей частью после какого-

нибудь успеха поередетвомъ литературнаго

оборота. Въ то время какъ мода на альма­

нахи заставляла Полевого писать повести,—

ихъ писалъ и Булгаринъ: успехъ альмана-

ховъ заетавилъ Булгарина издать «Тал®»;

удачная подписка на неоконченную доселе

«Исторш Русскаго Народа» имела своимъ

следствтмъ неудачную и тоже не окончен­

ную «Росс®» Булгарина; усп'Ьхъ «Посред­

ника» родилъ «Эконома»; успехъ «Нашихъ»

произвелъ «Картинки Русскихъ Нравовъ»;.

политипажная исторш Суворова, Полевого

породила «Романтичеешя Сцены изъ Жизни

Суворова» съ политипажами же, которые,

говорить Булгаринъ, скоро явятся въ светъ;

успехъ драматическихъ «представлешй» По­

левого на Александринскомъ театр'Ь поро­

дить неуспешную, впрочемъ, «Шкуну Ню-

кцрлеби». Подражая всему успешному, Вул­

гаринъ иногда огорчается, если видитъ, что