Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  355 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 355 / 734 Next Page
Page Background

701

I.

КРИТИЧЕСКИ

СТАТЬИ.

702

савицей, умАда привязать къ себА такого

человека. Но грусть воспоминанш не долго

занимаете донъ-Хуана.

Л е п о р е л л о .

Что жъ? вслАдъ за ней другш были.

Д о н ъ-Х у а и ъ.

Правда.

Л е п о р е л л о .

А живы будемъ, будутъ и другш.

Д о н ъ-Х у а н ъ.

И то.

На этотъ разъ онъ хочешь итти къ ЛаурА.

Но является монахъ, и отъ него наши аван­

тюристы узнаютъ, что на монастырское клад­

бище сейчасъ должна прШти донья-Анна,

чтобъ илакать на могилА своего мужа, уби-

таго нашвмъ героемъ. Донъ-Хуанъ усиАлъ

заметить только ея узенькую ножку; но этого

довольно для него, чтобъ решиться узнать

ее покороче; а пока онъ спбшитъ къ ЛаурА.

Лаура—актриса, жрица искусства и на-

слаждешя. Въ ней нАтъ притворства и ли-

цемАрш; она вся наружу. Молодая и пре­

красная, она не думаетъ о будущемъ и жи­

вете для настоящей минуты. Она вАчно

окружена мужчинами и обходится съ ними

безъ церемошй, иногда даже съ какпмъ-то

гращознымъ цинизмомъ. У ней гости; они въ

восторгА отъ ея игры въ этотъ вечеръ; только

одинъ между ними мраченъ. Это донъ-Кар-

лосъ, у , котораго донъ-Хуанъ убилъ брата.

Она сдъла пАсню («Я здАеь, Янезилья») и

сказала, что эту пАсню сочинилъ «ея вАрный

другъ, ея вАтренный любовники» донъ-Хуанъ.

Это имя приводитъ донъ-Карлоса въ бйшен-

■ство, и онъ ругаетъ его безбожникомъ и мер-

завцемъ, а ее—дурой. Она грозитъ велАть

слугамъ своимъ зарАзать его; но овъ. успо­

каивается, и они мирятся. Гости уходятъ и

она говорить Карлосу:

Ты, бАшеный, останься у меня.

Ты мнА понравился; ты донъ-Хуана

Напомнить мнА, какъ выбранилъ меня

И стиснулъ зубы съ скрежетомъ.

Оставшись съ ней, Карлосъ, вмАсто лести и

любезности, заводить мрачные разговоры;

теперь ты молода, говорить онъ ей, окружена

поклонниками, а дАтъ черезъ шесть, когда

глаза твои впадутъ и сАдина блеснетъ въ косА,

что тогда съ тобой будетъ? —Этотъ человАкъ

тоже истый испанецъ, какъ и донъ-Хуанъ,

только другимъ образомъ. Онъ мраченъ и въ

молодости, мраченъ наединА съ прекрасной

женщиной, которая сказала ему, что она его

любить; къ старости же изъ него быдъ бы

готовь отличный инквизиторъ, который съ

полнымъ убйждетемъ и спокойной совАстью

жегъ бы еретиковъ и съ особеннымъ насла-

ждешемъ бичевалъ бы самого себя... Лаура

въ старости сдАлалась бы дуэньей и мастер­

ски помогала бы ввАренной ея бдительности

женА проводить за носъ мужа, а, можетъ быть,

пошла бы въ монастырь: но пока она не хо-

четъ слышать о вздорА—о будущемъ.

Является донъ-Хуанъ; Лаура въ радости

бросается ему на шею; Карлосъ вызываетъ

его—и падаетъ мертвый.

Д о н ъ - Х у а н ъ . Вставай, Лаура, кончена.

Л а у р а . Что тамъ?

Убитъ? Прекрасно! въ комнатА моей!

Что дАлать мнА теперь, повАса, дьяволъ!

Куда я выброшу его?

Д о н ъ-Х у а н ъ. Выть можетъ,

Онъ живъ еще.

Л а у р а. Да! живъ! гляди, проклятый,

Ты прямо въ сердце ткыулъ —небось, не мимо.

И кровь нейдетъ изъ треугольной ранки,

А ужъ не дышитъ—каково!

Въ слАдующей сценА донъ-Хуанъ въ мо­

нашеской рясА уже разговариваешь съ донь-

ей-Анв.ой. Она просить его соединить мо­

литвы съ ея молитвами.

МнА, мнА молиться съ вами, донпа-Апна!

Я не достоинъ участи такой.

Я не дерзну порочными устами

Мольбу святую вашу повторять;

Я только издали съ благоговАиьемъ

Смотрю на васъ, когда,

склонившись тихо,

Вы кудри черныя на мраморъ блпдный

Разсыплете

—и мнится мнА, что тайно

Гробницу эту ангелъ посАтилъ;

Въ сиущенномъ сердц’Ь я не обрАтаю

Тогда молетй. Я дивлюсь безмолвно

И думаю: счастливь, чей хладный мраморъ

СогрАтъ ея дыхаше

51

ъ пебеснымъ

И окронленъ любви ея слезами.

Что это—языкъ коварной лести, или го-

лосъ сердца? Мы думаемъ, п то, и другое

вмАетА. Отличш людей такого рода, какъ

донъ-Хуанъ, въ томъ и состоитъ, что они

умАють быть искренно-страстными въ самой

лжи и непритворно холодными въ самой стра­

сти, когда это нужно. Донъ-Хуанъ распоря­

жается своими чувствами, какъ полководецъ

солдатами: не онъ у нихъ, а они у него во

власти и служатъ ему къ достижетю цАди.

Донья-Анна изумлена странностью такихъ

рАчей въ устахъ монаха; но донъ-Хуанъ

идетъ далАе и съ изумительной дерзостью

признается ей, что онъ не монахъ, но пока

прикрывается вымышленнымъ именемъ. Сце­

на эта ведена съ неиостижимымъ искус-

ствомъ. Донья-Анна гонитъ его прочь, а

между тАмъ хочетъ знать, кто же онъ, и

чего онъ требуешь...

Смерти!

О, пусть умру сейчасъ у вашихъ ногъ,

Пусть бАдный прахъ мой здАсь же похоронятъ,

Не подлА праха милаго для васъ,

Не тутъ—не близко—далА гдА-нибудь,

Тамъ—у дверей—у самаго порога,