Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  357 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 357 / 734 Next Page
Page Background

7 05

706

I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

жилъ одну изъ нихъ въ форме сценъ, писан-

ныхъ прозой. Однако жъ эти сцены не им’Ь-

ютъ достоинства глубокой идеи, которую

поэта скорее бы могъ найти въ борьбе

общинъ противъ феодаловъ... Вдрочемъ, въ

этихъ сцеиахъ есть превосходная песня

(«Жилъ на сттЬтЬ рыцарь бедный»), въ ко­

торой сказано больше, нежели во всей цЬ-

лости этихъ сценъ.

Сказки Пушкина: «О царе Салтанй», «О

мертвой царевне и семи богатыряхъ», «О зо-

лотомъ петушке», <0 купце Кузьме Остоло-

й и о работнике его Балде» были плодомъ

довольно ложнаго стремлешя къ народности.

Народный сказки хороши и интересны такъ,

какъ создала ихъ фантазш народа, безъ пе-

ремйнъ, украшенШ и передйлокъ. Но «Сказка

о Рыбаке и Рыбке», о которой мы не упо­

мянули въ числе прочихъ сказокъ, заслужи­

ваете исключенш, потому что въ ней есть

положительный достоинства. Это не народ­

ная сказка: народу принадлежите только ея

мысль, но выражеше, разеказъ, стихъ, самый

колорите—вее принадлежите поэту.

Повеет* въ прозе Пушкина, хотя и далеко

не могуте равняться въ достоинстве съ луч­

шими стихотворными его произведеншми

дазке перваго перюда его деятельности, однако

тЬмъ не менйе принадлежать къ замеча­

тельными. произведешямъ русской литерату­

ры. Первый его опыте въ этомъ род! на­

печатать былъ въ «СЙЕерныхъ Цвйтахъ»

на 1829 годъ, подъ назватемъ: «IV глава

изъ Историческаго Романа». Въ X томе пол­

ного собрания его сочинений напечатано шесть

главъ и начало седьмой этого романа, подъ

назвашемъ: «Арапъ Петра Великаго». Въ

«Сйверныхъ Цвётахъ» ГУ-я глава напечатана

не вполне; но это едва ли не инт'ереснМшШ

отрывокъ изъ вслхъ семи главъ. Будь этотъ

романъ конченъ такъ же хорошо, какъ на­

чать, мы им^ли бы превосходный историче-

егай русекШ романъ, изображающий нравы

величайшей эпохи русской исторш. Поэте

въ числе действующихъ лицъ своего романа

выводить въ немъ на сцену и великаго

преобразователя Роесш, во всей народной про­

стоте его пршмовъ и обычаевъ. Не понима-

емъ, почему Пушкинъ не продолжали этого

романа. Онъ имелъ время кончить его, по­

тому что IV-я глава написана имъ была еще

прежде 1829 года. Эти семь главъ неокои-

ченнаго романа, изъ которыхъ одна упредила

все историчесше романы Загоскина и Ла­

жечникова, неизмеримо выше и лучше вся-

каго историческаго русскаго романа, порознь

взятаго, и всехъ ихъ, вместе взятыхъ. Пе-

редъ ними, передъ этими семью главами не-

оковченнаго' «Арапа Петра Великаго», бедны

и жалки повести Кукольника, содержаше

которыхъ взято изъ эпохи Петра Великаго и

Соч. Б

ыинскаго

. Т. III.

который все-таки не лишены достоинства.

Но это вовсе не похвала «Арапу Петра Ве­

ликаго»: великому небольшая честь быть

выше пигмеевъ,—а больше его у насъ не

съ немъ сравнивать.

Въ 1831 году вышли «Повести Белкина»,

холодно принятый публикой и еще холод­

нее журналами. Действительно, хотя и не­

льзя сказать, чтобъ въ нихъ уже вовсе не было

ничего хорошаго, все-таки эти повести были

недостойны ни таланта, ни имени Пушкина.

Это что-то въ роде повестей Карамзина, съ

той только разницей, что повести Карам­

зина имели для своего времени великое зна-

чеше, а повести Белкина были ниже своего

времени. Особенно жалка изъ нихъ одна—

«Барышня - крестьянка», неправдоподобная,

водевильная, представляющая помещичью

жизнь съ идиллической точки зренш...

«Пиковая Дама»—собственно не повесть,

а мастерской разеказъ. Въ ней удивительно

верно очерчена старая графиня, ея воспи­

танница, ихъ отношенш и сильный, но де-

монически-эгоистичесшй характеръ Германа.

Собственно это не повесть, а анекдота; для

повести содержаше «Пиковой Дамы» слиш-

комъ исключительно и случайно. Но разеказъ,

повторяемъ, верхъ мастерства.

«Капитанская дочка»—нечто въ роде

«Оне­

гина» въ прозе. Поэтъ изображаете въ

ней нравы русскаго общества въ царствова-

Hie Екатерины. Многш картины по верно­

сти, истине содержанш и мастерству изло­

жения—чудо совершенства. Таковы портре­

ты отца и матери героя, его гувернера-фран-

цуза и въ особенности его дядьки изъ пса­

рей, Савельича, этого русскаго Калеба,—Зу~

рина., Миронова и его жены, ихъ кума Нва-

на Игнатьевича, наконецъ, самого Пугачева,

съ его «господами енаралами»; таковы мно­

гш сцены, которыхъ, за ихъ множествомъ,

не находимъ нужными пересчитывать. Ни­

чтожный, 'безцзётный характеръ героя пове­

сти и его возлюбленной Марьи Ивановны и

мелодраматически характеръ Швабрина хо­

тя принадлежать къ резкимъ недостаткамъ

повести,—однако жъ не мешаютъ ей быть

однимъ изъ замечательныхъ произведен^

русской литературы.

«Дубровешй»—p e n d a n t къ «Капитанской

дочке». Въ обйихъ преобладаете паеосъ

помещичьяго принципа, и молодой Дубров­

ешй представленъ Ахилломъ между людьми

этого рода,—роль, которая решительно не

удалась Гриневу, герою «Капитанской доч­

ки». Но Дубровешй, несмотря на все ма­

стерство, которое обнаружить авторъ въ ег»

изображена, все-таки остался лицомъ ме-

лодраматическимъ и невозбуждающимъ къ

себе учаетш. Вообще вся эта повесть силь­

но отзывается мелодрамой. Но въ ней есть

23