53
X. КРИТИЧЕСКИХ СТАТЬИ.
54
с тй флота въ Черномъ мор*,—преиспол
нены риторики н въ мысли, и въ исполне-
нiи. Остальныя девять строфъ исполнены
поэзш, особливо эти двб:
По утру солнечнымъ лучемъ
Какъ монументе златой зажжется,
Лежатъ объяты серны сномъ,
И паръ вокругъ холмовъ вгется,
Пришедши, старецъ надпись зритъ:
„Зд’Ьсь трупъ Потемкина сокрыть!“
Алциб1адовъ прахъ! И смЪетъ
Червь ползать вкругъ его главы?
Взять шлемъ Ахилловъ не робеете,
Нашедши въ пол'Ь, 0ирсъ? Увы!
И плоть, и трудъ коль исюгЬваетъ:
Что жъ нашу славу составляете?...
Мы разобрали одно изъ дучншхъ стихо-
творешй Державина, и это даета намъ пра
во не дблать дальнбйшихъ разборовъ тако-
то рода, ибо они загромоздили бы статью
выписками. Итакъ, повторяемъ, что невы
держанность въ цбломъ и частностяхъ, пре
обладайте дидактики, сбивающейся ;аа резо
нерство, отеутствте художественности въ от-
дблкб, смбсь риторики съ ноэзтей, проблески
тотальности съ непостижимыми странностя
ми — вотъ характеръ всбхъ произведений
Державина.
Какая же, спросятъ насъ, причина этого:
та ли, что Державинъ не поэта; та ли, чт©
его талантъ былъ незначителенъ, или что у
него вовсе не было таланта? Ни: то, ни дру
гое, нм третье... Ответа на этотъ вопросъ
ужо сдбданъ нами въ началб статьи: чтб
было тамъ высказано нами въ общихъ чер-
тахъ, какъ теорш, то приложимъ мы теперь
къ вопросу о поэзш Державина, какъ къ
факту. Державинъ былъ чедовбкъ, одаренный
великими творческими силами,—и онъ едб-
лалъ все, что можно было ему сдблать въ
то время. Не его вина, что онъ явился въ
то, а не въ наше время; не его вина, что
ноэзш же падаета готовая прямо съ неба, а
вырастаешь ва земдб, переходя черезъ веб
степени развитая, какъ все растущее.
Ноэзш въ каждой странб имбетъ свою ис-
т о р т ; поэтому неудивительно, что и въ Рос
ши
она имбла свою исторяо. Отецъ русской
поэзш, патрюрхъ .русскихъ поэтовъ былъ не
столько поэта, сколько ученый: мы гово
рить о Ломоносовб. Поэзия русская не была
туземнымъ свбтомъ, свободно и самобытно
развившимся изъ почвы нацюнадыхаго духа;
но,
подобно нашей европейской цивилизаг
щн и нашему европейскому просвбщенш,
она
была прививньшъ или—еще вбрнбе
сказать—пересаженньшъ раететемъ. И вота
здбсь-то заключается жиаая связь Петра
Великаго съ Ломоносовымь, какъ прнчанш
со слбдствтемъ. Наши критики обыкновенно
унускаютъ изъ виду это обстоятельство: они
вбвиняютъ русскую литературу въ подража
тельности,
въ отсутствии оригинальности,
и
въ то же время признаютъ Пушкина, Грибо-
бдова и другихъ новбйшихъ писателей ори
гинальными поэтами, не понимая того, что
если бъ наша поэзш до Пушкина не была
подражательной, то и поэзш отъ Пушнина
не могла бы быть оригинальной и народней...
Да, подражательность первыхъ нагашхъ по
этовъ искупила оригинальность послбдую-
щихъ. И это обстоятельство даетъ особенный
характеръ нашей поэзш и ея историческому
развитая). Исторш нашей поэзш до Пушкина
вся заключается—въ усилш изъ риторики
сдблаться поэзхей,
тъ
книжной н школьной
стать естественной, изъ подражательной—
оригинальной. Ломоносовъ сообщилъ русской
поэзш характеръ чнсто-риторичесюй, чисто-
школьный и книжный,—а велико дбто его,
сзятъ его подвигъ! Намъ нужна была поз-
зж, во что бы то ни стало,—и Ломоносовъ
далъ намъ именно такую поэзш, кромб ко
торой ни ему, ни другому кому, хотя и ве
ликому генш, дать было невозможно. О Ло-
моносовб вообще утвердилось мнбше, что
онъ былъ ученый и нисколько не поэта: это
го мнбшя нельш опровергнуть, но едва ли
можно и доказать ®гв справедливость. Пою-
жимъ, что Ломоносовъ былъ столь же поэтн-
ческая натура, какъ и самъ Пушнинъ; но
вотъ вопросъ: какъ и въ чемъ бы высказа
лась его поэтическая натура? Откуда бы ко-
черпнулъ онъ сознательную идею о суще-
ствованш поэзш и о своемъ поэтическою
призванш?—Изъ общества? Но тогдашнее
общество не имбло никакого понятая о поэз!ж
ж еще менбе потребности въ ней, и если
оно смотрбло на стихи Ломоносова не какъ
на пустое балагурство, а на него самого не
какъ на шута, такъ причиной этому быль
не таланта Ломоносова, а покровительство
Шувалова, внимаше императрицы... Слбдо-
вательно, для сознательной идеи поэзш Ло
моносову былъ одинъ путь—книга, учеше,
наука, знакомство съ Европой. Такъ оно и
было. Теперь вопросъ: могъ ли Ломоносовъ
не подчиниться влшнш своихъ нбмоцкихъ
учителей, и образцы тогдашней кбмецкоЁ
поэзш могли ли дать поэтической дбатель-
ности Ломоносова другое направлена, неже
ли то, которое они дали ей? Скажусь: истин
ный resiñ не покоряется чуждому влшнш и
руководствуется только собственнымъ твор-
чвскимъ духомъ. Да, это правда, но только
тогда, когда уже выработаны натершлы, изъ
которыхъ гешй можетъ творить; иначе въ
историческомъ процееоб не бываете. И вотъ
почему иногда притеотвщ
уготовляется столькими^
рыхъ иные, можете i
жутся меньше его,
что исторш осудила
рительныя работы. Петр'