Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  338 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 338 / 734 Next Page
Page Background

•667

С0ЧИНЕИ1Я В. Г. БЪЛИНСКАГО.

668

Оверхь того, мы выписали изъ этой сцены

решительно все, что можно осуждать какъ

ложь въ отпошеши къ русской действитель­

ности того времени: все остальное такъ

глубоко проникнуто русекимъ духомъ, такъ

глубоко верно исторической истине, какъ

только могъ это сделать лишь г е т й Пуш­

кина—истинно-нагаональнаго русскаго поэта.

Какая, напримеръ, глубоко верная черта

русскаго духа заключается въ этихъ ело-

вахъ Пимена:

Да вЪдахотъ потомки православныхъ

Земли родной минувшую судьбу,

Своихъ царей великихъ поминаютъ

За ихъ труды, за славу, за добро—

А за грЪхи, за темныя дЬянья

Спасителя смиренно умоляютъ.

Вообще въ этой сцене удивительно хорошо

обрисованы, въ ихъ противоположности,

характеры Пимена и Григория; одинъ—

идеалъ безмятежнаго спокойствш въ простоте

ума и сердца, какъ тихй светъ лампады,

озаряющей въ темиомъ углу иконы визан-

тайской живописи; другой—весь безпокой-

ство и тревога. Григорш трижды снится

одна и та же греза. Проснувшись, онъ

дивится спокойствш, съ которыми старецъ

пишетъ свою летопись, — и въ это время

рисуетъ идеалъ историка, который въ то

время былъ невозможенъ, другими словами,

выговариваетъ превосходнейшую поэтиче­

скую ложь:

Ни на чед'Ь высокомъ, ни во взорахъ

Нельзя прочесть его

сокрытыхъ думъ;

Все тотъ же видъ смиренный, величавый,

Такъ точно дьякъ, въ приказахъ пос'Ёд'Ьлый,

Спокойно зритъ на правыхъ и виновныхъ,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не вЪдая ни жалости, ни гпЪва.

Затемъ онъ разсказываетъ старцу о «бесов-

скомъ мечтания», смущавшемъ сонъ его:

МнЪ снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; съ высоты

Мне виделась Москва, что муравейникъ;

Внизу народъ на площади кипелъ

И на меня указывалъ со смехомъ;

II стыдно мне, и страшно становилось,

И, падая стремглавъ, я пробуждался...

Въ этомъ тревожномъ сне—весь будунцй

Самозванецъ... И какъ по-русски обрисованъ

онъ, какая верность въ каждомъ слове, въ

каждой черте! Вотъ еще два монолога—

факты глубоко-вернаго, глубоко-русскаго

изображена этихъ двухъ чисто-русскихъ и

такъ противоположныхъ характеровъ:

П и м е н ъ.

Младая кровь играетъ;

Смиряй себя молитвой и постомъ,

И сны твои видЪшй легкихъ будутъ

Исполнены. Доныне—если я,

Невольною дремотой обезсиленъ,

Не сотворю молитвы долгой къ ночи—

Мой старый сонъ не тихъ и не безгрешенъ;

Мне чудятся то шумные пиры,

То ратный стань, то схватки боевыя,

Безумный потехи юныхъ летъ!

Г р и г о р х.й.

Какъ весело провелъ ты свою младость!

Ты воевалъ подъ башнями Казани,

Ты рать Литвы при Шуйскомъ отражалъ,

Ты виделъ дворъ и роскошь 1оанна!

Счастливь! а я отъ отроческихъ летъ

По келшмъ скитаюсь, бедный инокъ!

Зачемъ и мне не тешиться въ бояхъ,

Не пировать за царскою трапезой?

Успелъ бы я, какъ ты, на старость летъ

Отъ суеты, отъ мща отложиться,

Произнести монашества обетъ

И въ тихую обитель затвориться.

Сл'ЬдующШ загЪмъ длинный монологъ Пи­

мена о сует!; света и проимуществе затвор­

нической жизни—верхъ совершенства! Тутъ

руссюй духъ, тутъ Русью пахнетъ! Ничья,

никакая исторш Росши не дастъ такого

яснаго, живого созерцатя духа русской

жизни, какъ это простодушное, безхитрост-

ное

разсуждеше

отшельника.

Картина

Панна Грознаго, искавшаго успокоена «въ

подобш монашескихъ трудовъ»; характери­

стика Оеодора и разсказъ о его смерти,—

все это чудо искусства, неподражаемые

образы русской жизни до-Петровской эпохи!

Вообще вся эта превосходная сцена сама

по

себе

есть великое художественное

произведете, полное и оконченное. Она

показала, какъ, какимъ языкомъ должны пи­

саться драматичесюя сцены изъ русской исто­

рш, если ужъ оне должны писаться,—и если

не всегда, то надолго убила возможность

такихъ сценъ въ русской литературе, по­

тому что скоро ли можно дождаться такого

таланта, который после Пушкина могъ бы

подвизаться на этомъ поприще?.. А при этомъ

еще нельзя не подумать, не истощили ли

Пушкинъ своей трагедшй всего содержана

русской жизни до Петра Великаго такъ, что

касаться другихъ эпохъ и другихъ событай

историческихъ значило бы только—съ дру­

гими именами и назван!ями повторить одну

и ту же основную мысль, и потому быть

убШственно однообразными?..

Теперь о частностяхъ. Вся трагедия какъ

будто состоитъ изъ отдельныхъ частей или

сценъ, изъ которыхъ каждая существуетъ

какъ будто независимо отъ целаго. Это по-

казываетъ, что трагедш Пушкина есть дра­

матическая хроника, образецъ, который со­

здашь Шекшшромъ. Кроме превосходной сце­

ны въ Чудовомъ монастыре, между старцемъ

Пименомъ и Отрепьевыми, въ трагедш Пуш­

кина есть много прекрасныхъ сценъ. Тако­

вы: первая—въ кремлевскихъ палатахъ меж­

ду Воротынскими и Шуйскими, въ которой

и исторически, и поэтически верно обрисо-