Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  339 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 339 / 734 Next Page
Page Background

€69

I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

670

ванъ характеръ Шуйскаго; вторая—сцена

народа и дьяка Щелканова на площади;

третья—въ кремдевскихъ палатахъ, между

Борисомъ, согласившимся царствовать, па-

тршрхомъ и боярами. Въ этой сценЬ пре­

восходно обрисовано добросовестное лице-

М'Ьрство Годунова,—въ томъ смысле добро­

совестное, что, обманывая другихъ, онъ

прежде всехъ обманывалъ самого себя, какъ

всякий талантъ, обольщаемый ролью генш.

Прекрасно также окончите этой сцены, про­

исходящее между Воротынскимъ и Шуйскимъ,

где характеръ последняго все более и более

развивается, его слова—

Теперь не время помнить,.

СовЪтую порой и забывать,—

такъ оригинальны, что должны со временемъ

обратиться въ любимую пословицу для бла-

горазумныхъ и осторожныхъ людей въ роде

Шуйскаго. Превосходна маленькая сцена

между патртрхомъ и игуменомъ, написан­

ная прозой: это одинъ изъ драгоцЬнней-

шихъ перловъ трагедш.

Мы уже говорили но поводу шестой сце­

ны о целой трагедш: въ ней Ворисъ являет­

ся злодбемъ, сперва сваливающимъ вину

своихъ неудачъ и оскорблешй на неблаго­

дарность народа, и после разсуждаютщй о

томъ, какъ жалокъ тотъ, въ комъ нечиста

совесть. Намъ кажется, что это не драма, а

мелодрама: истинно - драматичесше злодеи

никогда не разсуждаютъ сами съ собой о

невыгодахъ нечистой совести и о прштности

добродетели. Вместо этого они действуютъ,

чтобъ дойти до цели или удержаться у ней,

■если уже дошли до нея.

Седьмая сцена въ корчме на литовской

границе превосходна. Жаль только, что же-

.лате выказать ръзче дерзость Отрепьева

увлекло поэта въ мелодраматизмъ, заставивъ

его спровадить Самозванца въ окно корчмы,

въ которое и курица проскочила бы съ тру-

домъ. Къ лучшимъ сценамъ трагедш принад­

лежишь восьмая—въ домб Шуйскаго. Пре­

восходно, выше всякой похвалы, нередалъ

въ ней поэтъ, устами Шуйскаго, ронотъ и

жалобы на Годунова его современниковъ.

Выше мы уже выписали этотъ монологъ.

Следующая затемъ большая сцена пред­

ставляешь собой две части. Въ первой Бо­

рись превосходно очерченъ, какъ пример­

ный семьянинъ, нежный отецъ; онъ утЬша-

етъ дочь, овдовевшую невесту, говорить съ

сыномъ о сладкомъ плоде учешя, о томъ,

какъ помогаетъ наука державному труду.

Все это такъ просто, такъ естественно,—и Бо­

рись является въ этой сцене во всемъ свете

своихъ лучшихъ качествъ. Во второй части

сцены Ворисъ узнаетъ отъ Шуйскаго о по-

явлеши Самозванца. Странное волненш, об

наруженное Борисомъ при этомъ известш,

основано поэтомъ на виновной совести Году­

нова,—и его поспешность къ решительнымъ

мерамъ противоречить исторической истине:

известно, что Годуновъ вначале принялъ

слишкомъ слабыя меры противъ Отрепьева,

вероятно, не считая его за опаснаго врага.

Но, если смотреть на эту сцену съ точки зрй-

нш Пушкина, въ ней много драматическаго

движенья, много страсти. Ворисъ въ страш-

номъ волненш, а Шуйсюй, не теряя при-

сутствш духа отъ мысли, что волненш мо-

жетъ ему стоить головы, ни на минуту не

перестаетъ быть придворной лисой.

Сцена въ Кракове, въ доме Вишневец-

каго, между Самозванцемъ и ¡езуитомъ Нер-

никовскимъ очень хороша, за исключеншмъ

Ломоносовской фразы—«сыны славянъ», не­

кстати вложенной поэтомъ въ уста Само­

званцу. Продолжеше и конецъ этой сцены,

где Самозванецъ говорить съ сыномъ Курб-

скаго, съ разными русскими, приходящими

къ нему, съ полякомъ Собаньскимъ и по­

этомъ,—не представляешь никакихъ особен­

но резкьхъ чертъ.

За маленькой, но прелестной сценой въ

замке Мнишка въ Самборе следуетъ знаме­

нитая сцена у фонтана. Въ ней Самозванецъ

является удальцомъ, который готовь забыть

свое дело для любви, а Марина—холодной,

честолюбивой женщиной. Вообще эта сцена

очень хороша; но въ ней какъ будто чего-то

недостаетъ или какъ будто проглядываютъ

какш-то ложныя черты, который трудно и

указать, но который темъ не менее произ­

водить на читателя не совсемъ выгодное

для сцены впечатаете. Кажется, не преуве-

личилъ ли поэтъ любовь Самозванца къ Ма­

рине, не сделэлъ ли онъ изъ минутной при­

хоти чувственнаго человека какую-то глу­

бокую страсть? Самозванецъ въ этой сиене

слишкомъ искрененъ и благороденъ; порывы

его слишкомъ чисты: въ нихъ не видно бу-

дущаго растлителя несчастной дочери Году­

нова... Кажется, въ этомъ заключается лож­

ная сторона этой сцены. Безразсудство Са­

мозванца, его безумное признанш передъ

Мариной въ самозванстве совершенно въ его

характере, пылкомъ, отважномъ, дерзкомъ,

на все готовомъ, но решительно неспособ-

номъ ни на что великое, ни на какой глу­

боко обдуманный планъ; совершенно въ его

характере и мгновенные порывы животной

чувственности, но едва ли въ его характере

человеческое чувство любви къ женщине.

Характеръ Марины удивительно хорошо вы­

держать въ этой сцене.

Сцена на литовской границе между моло-

дымъ Курбскимъ и Самозванцемъ до того при­

торна, фразиста и исполнена пустой деклама-

цш, выдаваемой за паеосъ, что трудно пове­

рить, чтобъ она была написана Пушкинымъ...