Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  341 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 341 / 734 Next Page
Page Background

673

X. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

674

рено, мы нисколько отетупимъ отъ того хро-

нологическаго порядка, въ какомъ появля­

лись въ свети эти сочинешя, чтобы, окон-

чивъ съ поэмами, драматичесшя произведе­

н а обозреть вместе.

«Домикъ въ Коломне»— игрушка, сделан­

ная рукой великаго мастера. Несмотря на

видимую незначительность ея со стороны со­

держант, эта шуточная повесть темъ не ме­

нее отличается большими достоинствами со

стороны формы. Остроты, шутки, разсказъ,

въ одно время и легшй, и занимательный,

местами проблески чувства, на всемъ какой-

то особенный колоритъ и, наконецъ, превос­

ходный стихъ— все это тотчасъ же облича­

ешь великаго мастера. Когда нечаянно попа­

дается вамъ подъ руку эта, теперь уже столь

старая пьеса, и взоръ вагаъ небрежно пада-

етъ на первую попавшуюся строфу или

стихъ,— все равно, съ начала это или съ

середины, не только вы незаметно для са­

мого себя непременно прочтете до конца, и

на душе вашей отъ этого чтенщ останется

впечатлеше легхгое, но невыразимо сладост­

ное, хотя бы вы уже сто разъ читали и пе­

речитывали эту пьесу прежде. Многихъ уди­

вить подобное мнете; но «Домикъ въ Ко­

ломне» мы считаемъ однимъ изъ замечатель-

ныхъ произведен^, въ которомъ, подъ лег­

кой, небрежной формой и при видимой не­

значительности содержант, скрыто много ис­

кусства. Эта пьеса доказываешь ту простую

истину, что жизнь, лишь бы искусство вер­

но воспроизводило ее, всегда высоко для насъ

занимательна, и что люди, ищущш въ про-

изведеншхъ искусства только эффектныхъ

сюжетовъ, не понимаютъ ни жизни, ни ис­

кусства. Поэтическш произведенш такъ же

имеютъ свой колоритъ, какъ и произведенш

живописи, и если колоритъ въ картинахъ

ценится такъ высоко, что иногда только онъ

одинъ и составляетъ все ихъ достоинство—

то такъ же точно колоритъ долженъ ц е ­

ниться и въ поэтическихъ произведешяхъ.

Правда, онъ меньше всего достуиенъ боль­

шинству читателей, которые по обыкновенно

прежде всего хватаются за содержант, за

мысль, мимо формы, и потому часто дюжин-

ныя произведенш принимаются ими за ве-

ликш, а великш —за дюжинныя. Мы уве­

рены, что есть много читателей, которымъ

«Домикъ въ Коломне» очень нравится, но

которые темъ не менее считаютъ его толь­

ко миленькой, но очень ничтожной вещью.

Такъ всегда судить большинство!

«Родословная моего Героя», названная от-

рывкомъ изъ сатирической повести, вместе

съ «Графомъ Нулиными» и «Домикомъ въ

Коломне» составляетъ типъ особеннаго рода

поэмъ, которыя такъ любить новая «нату­

ральная» школа нашей литературы, пошед-

Соч.

Б

ыинскаго

.

Т. III.

шая, какъ известно, не отъ Карамзина и

Дмитрова, а отъ Пушкина и Гоголя. Это

по преимуществу поэмы нашего времени,

потому что ихъ больше другихъ любятъ въ

наше время. И немудрено: въ нихъ поэтъ

не прячется за своими героями или за со-

бы'пемъ, но прямо отъ своего лица обра­

щается къ читателю съ теми вопросами, ко­

торые равно интересны и для самого поэта,

и для читателей. Въ поэмахъ этого рода да­

же важное и патетическое само по себе вы­

казывается съ оттенкомъ ироши, юмористи­

чески, и иногда темъ сильнее действуешь на

читателя, чемъ небрежнее говорить поэтъ.

Нельзя сказать положительно, хотелъ ли

Пушкинъ наппсать целую поэму и почему-

нибудь остановился на начале, но нетъ ни­

какого сомненш, что отрывокъ «Родословная

моего Героя» во всякомъ случае предста-

вляетъ собой нечто целое, потому что вы­

ражаешь мысль совершенно полную и опре­

деленную. Судя по словамъ автора, отры­

в о в этотъ можно принять за сатиру на лю­

дей, которые потому только не уважаютъ

знатности породы, что сами не могутъ по­

хвалиться ею (по крайней мере Пушкинъ

тутъ ясно даетъ чувствовать, что не пони­

маешь другой возможности равнодушш къ

гербами и пергаментамъ); но, всмотревшись

ближе въ его произведете, нельзя не уви­

деть, что это очень острая сатира, написан­

ная поэтомъ па самого себя. Съ неподражае-

мымъ остроумюмъ шутить поэтъ надъ пред­

ками своего героя, излагая его генеадогш:

Изъ нихъ ЕзерсюП Варлаамъ

Гордыней славился боярской;

За споръ то съ тЪмъ онъ, то съ другимъ

Съ болыпимъ безчестьемъ выводимъ

Бывалъ изъ-за трапезы царской,

Но снова шелъ яодъ тяжюй гнЬвъ

И умеръ, Сицкихъ перееЬвъ.

Этотъ намекъ на местничество, составляв­

шее p o in t cThoimeur нашей боярщины, бде-

щетъ истинно Вольтеровскими остроумшмъ,

которое, конечно, не возбудить въ читателе

особеннаго уваженш къ «родословными»; но

вследъ затёмъ ирошя поэта бросается ео-

всемъ въ противоположную сторону.

Но извините; статься можетъ,

Читатель, вамъ я досадилъ;

Вашъ умъ духъ вЪка просв'Ьтшгь,

Васъ спгъсь дворянская не гложетъ,

И нужды н'Ьтъ вамъ никакой

До вашей книги родовой.

Кто бъ ни былъ вашъ родоначальникъ,—

Мстиславъ, князь Курбсюй, иль Ермакъ,

Или Миттика цгьловальникъ

,—

Вамъ все равно. Конечно, такъ:

Вы презираете отцами,

Ихъ славой, чесшью, правами

Великодушно и умно;

Вы отреклись отъ нихъ давно

Прямого просвЪщенья ради,

Гордясь (какъ общей пользы другъ)

22