Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  328 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 328 / 734 Next Page
Page Background

647

С0ЧИНЕН1Я в. г.

бвлинскаго

.

61»

баго и ничтожнаго брата Ричарда Львинаго

Сердца, овладевшего властью въ отсутствш

героя, который гонялся въ Палестине за без-

полезными лаврами. Во Франщи, наприм’Ьръ,

очень важно было рйшеше вопроса: кто бу-

детъ управлять Людовикомъ УШ —его мать

Катерина Медичи, иди кардиналъ Решильё?

Такихъ придгЬровъ можно было бы найти

множество; но для пояснешя нашей мысли

довольно и этихъ двухъ.

Итакъ, если въ «Борисе Годунове» Пуш­

кина почти лРгь никакого драматизма,—это

вина не поэта, а исторш, изъ которой онъ

взялъ содержите для своей «эпической дра­

мы». Можетъ бытъ, отъ этого онъ и ограни­

чился только одной попыткой въ этомъ роде.

А между т£мъ Борисъ Годуновъ, можетъ

быть, больше, чгЬмъ какое-нибудь другое лицо

русской исторш, годился бы если не для дра­

мы, то хоть для поэмы въ драматической фор­

ме,

— для поэмы, въ которой такой поэтъ,

какъ Пушкинъ, могъ бы развернуть всю силу

своего таланта и избежать т'Ьхъ огромныхъ

недостатковъ и въ историческомъ, и въ эсте-

тическомъ отношенш, которыми наполнена

драма Пушкина. Для этого поэту необходимо

было нужно самостоятельно проникнуть въ

тайну личности Годунова и поэтическимъ

инстинктомъ разгадать тайну его историче-

скаго значенш, не увлекаясь никакимъ авто-

ритетомъ, никакимъ вдшшемъ. Но Пушкинъ

рабски во всемъ последовали Карамзину,—

и изъ его драмы вышло

что

-

то

похожее на

мелодраму, а Годуновъ его вышелъ мелодра-

матическимъ злодГемъ, котораго мучить со­

весть и который въ своемъ злодействе на-

шелъ себе кару. Мысль нравственная и по­

чтенная, но уже до того избитая, что та­

ланту ничего нельзя изъ нея сделать!..

Отдавая полную справедливость огром­

ными заслугами Карамзина, въ то же время

можно и даже должно безпристрастными гла­

зами видеть меру, объемъ и границы его

заслуги. Челов'Ькъ многосторонне-даровитый,

Карамзинъ писали стихи, повести, были пре-

образователемъ русскаго языка, публици­

стами, журналистомъ, можно сказать, создали

и образовали русскую публику и, следова­

тельно, упрочили возможность существованш

и развитая русской литературы; наконецъ,

дали России ея исторш, которая далеко оста­

вила за собой всГ прежнш попытки въ этомъ

родЬ, и безъ которой, можетъ быть, еще и

теперь знаше русской исторш было бы воз­

можно только для записныхъ тружениковъ

науки, но не для публики. И во всемъ этомъ

Карамзинъ обнаружили много таланта, но не

гениальности, и потому все сделанное имъ

весьма важно, какъ факты исторш русской

литературы и образованш русскаго общества,

Ж) совершенно лишено безусловнаго достоин­

ства. Важней

1

шй его труди безъ сомненш

есть «Исторш Государства Росшйскаго»,

которая читается и перечитывается до сихъ

поръ, когда уже все друия его сочиненш

пользуются только почетной памятью, какъ

произведен^, имевппя большую цену въ свое

время. И действительно, до техъ поръ, пока

русская исторш не будетъ изложена совер­

шенно съ другой точки зренш и съ теми-

уменьемъ, которое дается только талантомъ,—

до техъ поръ «Исторш» Карамзина поневоле

будетъ единственной въ своемъ роде. Но уже

и теперь ея недостатки видны для всехъ, мо­

жетъ быть, еще больше, нежели ея достоин­

ства. Въ недостаткахъ фактически нельзя

винить Карамзина, приступившаго къ своему

великому труду въ такое время, когда исто­

рическая критика въ Росши едва начина­

лась, и Карамзинъ долженъ были, пиша исто­

рш, еще заниматься исторической разработ­

кой матертловъ. Гораздо важнее недостатки

его исторш, происшедппе изъ его способа,

смотреть на вещи. Сначала его исторш—

поэма въ роде техъ, который писались высоко­

парной прозой и были въ болыномъ ходу въ

конце прошлаго века. Потомъ, мало-по-малу

входя въ духъ жизни древней Руси, онъ, мо­

жетъ быть, незаметно для самого себя, увле­

каясь своимъ трудомъ, увлекся и духомъ

древне-русской жизни. Съ 1оанна III Мо­

сковское царство, въ глазахъ Карамзина, ста­

новится высшимъ идеаломъ государства,—

вместо исторш до-Петровокой Росеш, онъ.

пишетъ ея панегирикъ. Псе въ ней кажется

ему безусловно великимъ, прекраснымъ, му-

дрымъ и образцовымъ. Къ этому присоеди­

няется еще мелодраматичесшй взглядъ на

характеръ историческихъ лицъ. У Карамзина

ни въ чемъ нГтъ средины; у него нетъ лю­

дей, а есть только или герои добродетели, или

злодеи. Этотъ мелодраматизмъ простирается

до того, что одно и то же лицо- у него сперва,

является светлымъ ангеломъ, а потомъ —

черными демономъ. Таковъ Грозный: пока

имъ управляютъ, какъ машиной, Сильвестръ

и Адашевъ, онъ — сама добродетель, сама

мудрость; но умираетъ царица Анастасш,—

и Грозный вдругъ является бичомъ своего-

народа, безумнымъ злодеемъ. Историки пере-

сказываетъ все ужасы, сделанные Грозными,

и взводитъ на него таше, которыхъ онъ и не

делалъ, заставляя его убивать два раза въ

разныя эпохи одннхъ и техъ же людей..

Жертвы Грознаго часто говорятъ ему передъ.

смертью эффектный речи, какъ будто бы пе­

реведенный изъ Тита Ливш. Такого же мело-

драматическаго злодея сделали Карамзинъ и

изъ Бориса Годунова. Подверженный увле-

чеяш, которое больше всего вредитъ исто­

рику, онъ объ убшнш царевича Димитрш го­

ворить утвердительно, Еакъ о де.тЬ Годунова,,