Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  325 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 325 / 734 Next Page
Page Background

641

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

642

гр'бхъ выкупается страдашемъ отъ сознаны

своей несчастной роли. И какъ бы могла она

поступить решительно въ отношены къ мужу,

когда она видела, что тотъ, кому она всю

себя пожертвовала, принадлежалъ ей не впол­

не и, любя ее, все-таки не захотелъ бы слить

съ ней свое еуществоваше? Слабая женщина,

она чувствовала себя подъ влшшемъ роковой

силы этого человека съ демонической нату­

рой, и не могла ему сопротивляться. Татьяна

выше ея по своей натуре и но характеру, не

говоря уже объ огромной разнице въ худо-

жественномъ изображены этихъ двухъ жен-

скихъ лицъ: Татьяна - портретъ во весь ростъ;

Вера—не больше, какъ силуэтъ. И, несмотря

на то, Вера—больше женщина... но зато и

больше исключены, тогда какъ Татьяна - -

типъ русской женщины... Восторженные идеа­

листы, изучивппе жизнь и женщину по по­

вестями Марлинскаго, требуютъ отъ необы­

кновенной женщины презрены къ обществен­

ному мненш. Это ложь: женщина не можетъ

презирать общественнаго мненья, но можетъ

имъ жертвовать скромно, безъ фразъ, безъ

самохвальства, понимая всю великость своей

жертвы, всю тягость прокляты, которое она

беретъ на себя, повинуясь другому высшему

закону,—закону своей натуры, а ея натура—

любовь и самоотверженш...

Итакъ, въ лице Онегина, Ленскаго и

Татьяны Пушкинъ изобразилъ русское об­

щество въ одномъ изъ фазисовъ его образо­

ваны, его развитая, и съ какой истиной, съ

какой верностью, какъ полно и художествен­

но изобразилъ онъ его! Мы не говоримъ о

множестве вставочныхъ портретовъ и силу-

этовъ, вошедшихъ въ его поэму и довер-

шающихъ собой картину русскаго обхцества

высшаго и средняго; не говоримъ о карта -

нахъ сельскихъ баловъ и етоличныхъ рау-

товъ: все это такъ известно нашей публике

и такъ давно оценено ею по достоинству...

Затемъ одно: личность поэта, такъ полно и

ярко отразившаяся въ этой поэме, везде

является такой прекрасной, такой гуманной,

но въ то же время по преимуществу артисти­

ческой. Вездё вы видите въ немъ человека,

душой и тйломъ нринадлежащаго къ основ­

ному принципу, составляющему сущность

изображаемая имъ класса; короче, везде ви­

дите русскаго помещика... Онъ нападаетъ

въ этомъ классе на все, что противоречить

гуманности; но принципъ класса для него—

вечная истина... И потому въ самой сатире

его такъ много любви, самое отрицаше его

такъ часто похоже на одобрение и на любо-

ваше... Вспомните описаше семейства Ла-

риныхъ во второй главе, и особенно пор­

третъ самого Ларина... Это было причиной,

что въ «Онегине» многое устарело теперь.

Но безъ этого, можетъ быть, и не вышло бы

Соч.

Б

ълинскаго

.

Т. III.

изъ «Онегина» такой полной и подробной

поэмы русской жизни, такого определенная

факта для отрицанш мысли, въ самомъ

же этомъ обществе такъ быстро развиваю­

щейся...

«Онегинъ» писанъ былъ въ продолженш

несколькихъ лйтъ,—и потому самъ поэтъ

росъ вместе съ нимъ, и каждая новая глава

поэмы была интереснее и зрелее. Но по-

следшя две главы резко отделяются отъ пер-

выхъ шести: оне явно принадлежать уже къ

высшей, зрелой эпохе художественная раз­

витая поэта. О красот!, отдельныхъ месть

нельзя наговориться довольно; при томъ же

ихъ такъ много! Къ лучшимъ принадлежать:

ночная сцена между Татьяной и няней, ду­

эль Онегина съ Ленскими и весь конецъ

шестой главы. Въ последнихъ двухъ главахъ

мы не знаемъ, что хвалить особенно, потому

что въ нихъ все превосходно; но первая по­

ловина седьмой главы (описаше весны, вос-

поминаны о Ленскомъ, посещены Татьяной

дома Онегина) какъ-то особенно выдается

изъ всего глубокостыо грустнаго чувства и

дивно-прекрасными стихами... Отступлетя,

делаемыя поэтомъ отъ разсказа, обращены

его къ самому себе исполнены необыкновен­

ной гращи, задушевности, чувства, ума,

остроты; личность поэта въ нихъ является

такой любящей, такой гуманной. Въ своей

поэме онъ умели коснуться такъ многая,

намекнуть о столь многомъ, чт5 принадле-

житъ исключительно къ мщу русской при­

роды, къ мщу русскаго общества! «Онегина»

можно назвать энциклопедий русской жизни

и въ высшей степени народнымъ произве-

дешемъ. Удивительно ли, что эта поэма

была принята съ такимъ восторгомъ публи­

кой и имела такое огромное вдшвпе и на со­

временную ей, и на последующую русскую

литературу? А ея влыны на нравы общества?

Она была актомъ сознаны для русскаго об­

щества; почти первыми, но зато какими ве­

ликими шагомъ впереди для него! Этотъ

шаги былъ богатырскими размахомъ, и после

него стояны на одномъ месте сделалось уже

невозможными... Пусть идетъ время и про­

водить съ собой новыя потребности, новыя

идеи, пусть растетъ русское общество и об-

гоняетъ «Онегина»: какъ бы далеко оно ни

ушло, но всегда будетъ оно любить эту по­

эму, всегда будетъ останавливать на. ней

исполненный любви и благодарности взоръ...

Эти строфы, который такъ и просятся въ

заключены нашей статьи, своими непосред­

ственными влечатлешемъ на душу читателя

лучше насъ выскажутъ то, чтб бы хотелось

нами высказать:

Увы! на жизненныхъ браздахъ,

Мгновенной жатвой, поколенья,

По тайной волЬ Провиденья,

2 1