Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  320 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 320 / 734 Next Page
Page Background

С0ЧИНЕН1Я В. Г. ВМИНСКАГО.

632

631

Счастливой силою мечтанья

Одушевлевныя созданья,

Любовникъ Юлш Вольмаръ,

Малекъ-Адель и де-Динаръ,

И Вертеръ, мученикъ мятежной,

И безподобный Грандиссонъ,

..

Который намъ наводить сонъ,

Вс* для мечтательницы нужной

Въ единый образъ облеклись,

Въ одномъ ОНЕГИН* слились.

Воображаясь героиней

Своихъ возлюбленеыхъ творцовъ,

Кларисой, Юлхей, Дельфиной,

Татьяна въ тишин* л*совъ

Одна съ опасной книгой бродить:

Она въ ней ищетъ и находить

Свой тайный жаръ, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхаетъ и с

ебп присвоя

Чуокой восторгъ, чужую грусть,

Въ забвеньп шепчетъ наизусть

Письмо для милаго героя...

Здесь не книга родила страсть, но страсть

все-таки не могла не проявиться немножко

по-книжному. Зач4мъ было воображать Оне­

гина Ьольмаромъ, Малекъ-Аделемъ, де-Ли-

наромъ и Вертеромъ (Малекъ -Адель и Вер­

теръ: не все ли это равно, что Ерусланъ

Лазаревичъ и корсаръ Байрона)? ЗагЬмъ,

что для Татьяны не существовалъ настоя­

ний ОшЬгинъ, котораго она не могла ни по­

нимать, ни знать; следовательно, ей необхо­

димо было придать ему какое-нибудь значе-

Hie, на проката взятое изъ книги, а не изъ

жизни, потому что жизни Татьяна даже не

могла ни понимать, ни знать. Зач'Ьмъ было

ей воображать себя Кларисой, Ю.шей, Дель­

финой? Затймъ, что она и саму себя такъ

же мало понимала и знала, какъ и Онегина.

Повторяемъ: еоздаше страстное, глубоко

чувствующее, и въ то же время не развитое,

наглухо запертое въ темной пустоте своего

интеллектуадьнаго существовали, Татьяна,

какъ личность, является намъ подобною не

изящной греческой статуй, въ которой все

внутреннее,такъ прозрачно и выпукло отра­

зилось во внешней красоте, но подобною

египетской статуй, неподвижной, тяжелой и

связанной. Безъ книги она была бы совер­

шенно нймымъ существомъ, и ея пылаюшдй

и сохнущий языкъ не обрйлъ бы ни одного

живого, страстнаго слова, которымъ бы мог­

ла она облегчить себя отъ давящей полноты

чувства. И хотя непосредственнымъ источ-

никомъ ея страсти къ Онйгину была ея

страстная натура, ея переполнившаяся жаж­

да сочувствш,—все же началась она не­

сколько идеально. Татьяна не могла полю­

бить Ленскаго и еще менйе могла полюбить

кого-нибудь изъ извйстныхъ ей мужчинъ:

она такъ хорошо ихъ знала, и они такъ

мало представляли пищи ея экзальтирован­

ному, аскетическому воображенш... И вдругъ

является Онйгинъ.

Онъ весь окруженъ тайной: его аристо-

нратизмъ, его светскость, неоспоримое пре­

восходство надъ всймъ этимъ спокойиымъ и

пошлымъ мфомъ, среди котораго онъ явил­

ся такимъ метеоромъ, его равяодуппе ко

всему, странность жизни—все это произвело

таинственные слухи, которые не могли не

действовать на фантазш Татьяны, не могли

не расположить, не подготовить ея къ ре­

шительному эффекту перваго свиданш съ

Онйгинымъ. И она увид'Ьла его, и онъ пред-

сталъ нредъ ней молодой, красивый, ловюй,

блестяпцй, равнодушный, скучаннщй, зага­

дочный, непостижимый, весь неразреши­

мая тайна для ея неразвитаго ума, весь

оболыцеше для ея дикой фантазш. Есть су­

щества, у которыхъ фантазш имйетъ гораздо

более в:няшя на сердце, нежели какъ ду-

маютъ объ этомъ. Татьяна была изъ такихъ

существъ. Есть женщины, которымъ стоитъ

только показаться восторженнымъ, страст-

нымъ, и онй ваши; но есть женщины, кото­

рыхъ вниманье мужчина можетъ возбудить

къ себй только равнодуппемъ, холодностью

и скептицизмомъ, какъ признаками огром-

ныхъ требовашй на жизнь или какъ резуль-

татомъ мятежно и полно пережитой жизни:

бйдная -Татьяна была изъ числа такихъ жен-

щинъ...

Тоска любви Татьяну гонитъ,

И въ садъ идетъ она грустить,

И вдругъ недвижны очи клонить,

И лВнь ей далЪе ступить:

Прпподнялася грудь, ланиты

Мгновеннымъ пламенемь покрыты,

Дыханье замерло въ устахъ,

И въ слух* шумъ, и блескъ въ очахъ..

Настапегь ночь; луна обходить

Дозоромъ дальней сводъ небесъ,

И соловей во мгле древесъ

НапЬвы звучные заводить,—

Татьяна въ темнот* не спить

■И тихо съ няней говорить.

Разговоръ Татьяны съ няйей—чудо худо-

жественнаго совершенства! Эго целая дра­

ма, проникнутая глубокой истиной. Въ ней

удивительно верно изображена р у с с к а я

барышня въ разгаре томящей ее страсти.

Сдавленное внутри чувство всегда поры­

вается наружу, особенно въ первый першдъ

еще новой, еще неопытной страсти. Кому

открыть свое сердце!—сестре?--она не такъ

бы поняла его. Няня вовсе не пойметъ; но

потому то и открываете ей Татьяна свою

тайну—или, лучше сказать, потому-то и не

скрываете она отъ няни своей тайны.

. . . . „Разскажи мн*, няня,

Про ваши старые года:

Была ты влюблена тогда?“

— И, полно, Таня! Въ эти л*та

Мы не слыхали про любовь;

А то бы согнала со септа

Меня покойница свекровь.—

„Да какъ же ты венчалась, няня?“