621
i.
критически
:
статьи
.
622
гулять при дун'Ь, смотреть на звезды, сле
дить за течетемъ ручейка. Оне очень на
клонны къ дружб!;, и каждая ведетъ дея
тельную переписку съ своей прштельницей,
которая живетъ съ ней въ одной деревне,
а иногда и въ одномъ доме, только въ раз-
ныхъ комнатахъ. Въ переписке (огромными
тетрадищами) сообщаютъ оне другъ другу
свои чувства, мысли, впечатленш. Сверхъ
того каждая изъ нихъ ведетъ своей днев-
никъ, весь наполненный «выписными чув
ствами», въ которыхъ (какъ во всехъ днев-
никахъ идеальныхъ и внутреннихъ натуръ
мужеска и женска пола) нетъ ничего жи
вого, истиннаго, только претензш и идеаль-
ничанье. Оне презираютъ толпу и землю,
питаютъ непримиримую ненависть ко всему
матершльному. Эта ненависть у нихъ часто
простирается до желанья вовсе отрешиться
отъ матерш. Для этого оне морятъ себя го-
лодомъ, не едятъ иногда по целой неделе,
жгутъ на свечке пальцы, кладутъ себе на
грудь подъ платье снегу, пьютъ уксусъ и
чернила, отучаютъ себя отъ сна,— и этимъ
етремлешемъ къ высшему, идеальному суще
ствование до того успеваютъ разстроить свои
нервы, что скоро превращаются въ одну жи
вую и самую матершльную болячку... Ведь
крайности сходятся! Все простыя человече-
сшя и особенно женскш чувства, какъ, напр.,
страстность, способная къ увлеченно чувствъ,
любовь материнская, склонность къ муж
чине, въ которомъ нетъ ничего необыкно-
веннаго, геншльнаго, который не гонимъ не-
счастаемъ, не страдаетъ, не боленъ, не бе-
денъ,— все такш простыя чувства кажутся
имъ пошлыми, ничтожными, смешными и
презренными. Особенно интересны понятая
«идеальныхъ д!,въ» о любви. Все оне—
жрицы любви, думаютъ, мечтаютъ, говорятъ
и пишутъ только о любви. Но оне признаютъ
только любовь чистую, неземную, идеаль
ную, платоническую. Вракъ есть профа-
нацш любви въ ихъ глазахъ; счастье—
отошлете любви. Имъ непременно надо
любить въ разлуке, и ихъ высочайшее
блаженство — мечтать при луне о пред
мете своей любви и думать: «можетъ быть,
въ эту минуту и
онъ
смотритъ на луну и
мечтаетъ обо мне; такъ для любви нетъ
разлуки!» Жалшя рыбы съ холодной кровью,
идеальный девы считаютъ себя птицами;
плавая въ мутной воде искусственной нер
вической экзальтацш, оне думаютъ, что
парятъ въ облакахъ высокихъ чувствъ и
мыслей. Имъ чуждо все простое, истинное,
задушевное, страстное; думая любить все
«высокое и прекрасное», оне любятъ только
себя; оне и не подозреваютъ, что только
тешатъ свое мелкое самолюбш трескучими
шутихами фантазш, думая быть жрицами
любви и самоотвержении Многш изъ нихъ
не прочь бы и отъ замужества, и при пер
вой возможности вдругъ изменяютъ свои
убеждения, и изъ идеальныхъ дйвъ скоро
делаются самыми простыми бабами; но въ
иныхъ способностяхъ обманывать себя при
зраками фантазш доходитъ до того, что оне
на всю жизнь остаются восторженными
девственницами, и такимъ образомъ до
семидесяти летъ сохраняготъ способность къ
сентиментальной экзальтацш, къ нервиче
скому идеализму. Самыя лучппя изъ этого
рода женщинъ рано или поздно образумли
ваются; но прежнее ихъ ложное направле
на навсегда делается чернымъ демономъ
ихъ жизни и, подобно остаткамъ дурно-за
леченной болезни, отравляетъ ихъ спокой-
ствю и счастье. Ужаснее всехъ другихъ те
изъ идеальныхъ девъ, который не только не
чуждаются брака, но въ браке съ предме-
томъ любви своей видятъ высшее земное
блаженство: при ограниченности ума, при
отеутствш всякаго нравственнаго развитая
и при испорченности фантазш, оне созда
юсь себе идеалъ брачнаго счастья,— и когда
увидятъ невозможность осуществлены ихъ
нелепаго идеала, то вымещаютъ на мужьяхъ
горечь своего разочарованы.
Идеальными девами всехъ родовъ бы-
ваютъ по большей части девицы, которыхъ
развиты было предоставлено имъ же са
мими И какъ винить ихъ въ томъ, что,
вместо живыхъ существъ, изъ нихъ выхо-
дятъ нравственные уроды? Окружающая
ихъ положительная действительность въ са-
момъ дйле очень пошла, и ими невольно
овладеваетъ неотразимое убеждены, что хо
рошо только то, что не похоже, чтд доаме-
трально противоположно этой действитель
ности. А между тбмъ самобытное, не на почве
действительности, не въ сфере общества со
вершающееся развитае всегда доводить до
уродства. И такимъ образомъ имъ предстоять
две крайности: или быть пошлыми на обпцй
манеръ, быть пошлыми какъ все, или быть
пошлыми оригинально. Оне избираюсь по
следнее, но думаютъ, что съ земли перепрыг
нули за облака, тогда какъ въ самомъ-то
деле только перевалились изъ положительной
пошлости въ мечтательную пошлость. И что
всего грустнее: между подобными несчаст
ными созданиями бываютъ натуры, нели-
шенныя истинной потребности более или
менее человечески-разумнаго существованш
и достойный лучшей участи.
Но среди этого мфа нравственно-увечныхъ
явленШ изредка удаются истинно-колоссаль-
ныя исключены, которыя всегда дорого пла
тятся за свою исключительность и делаются
жертвами собственнаго своего превосходства.
Натуры гешальныя, не подозреваются сво-