Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  315 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 315 / 734 Next Page
Page Background

621

i.

критически

:

статьи

.

622

гулять при дун'Ь, смотреть на звезды, сле­

дить за течетемъ ручейка. Оне очень на­

клонны къ дружб!;, и каждая ведетъ дея­

тельную переписку съ своей прштельницей,

которая живетъ съ ней въ одной деревне,

а иногда и въ одномъ доме, только въ раз-

ныхъ комнатахъ. Въ переписке (огромными

тетрадищами) сообщаютъ оне другъ другу

свои чувства, мысли, впечатленш. Сверхъ

того каждая изъ нихъ ведетъ своей днев-

никъ, весь наполненный «выписными чув­

ствами», въ которыхъ (какъ во всехъ днев-

никахъ идеальныхъ и внутреннихъ натуръ

мужеска и женска пола) нетъ ничего жи­

вого, истиннаго, только претензш и идеаль-

ничанье. Оне презираютъ толпу и землю,

питаютъ непримиримую ненависть ко всему

матершльному. Эта ненависть у нихъ часто

простирается до желанья вовсе отрешиться

отъ матерш. Для этого оне морятъ себя го-

лодомъ, не едятъ иногда по целой неделе,

жгутъ на свечке пальцы, кладутъ себе на

грудь подъ платье снегу, пьютъ уксусъ и

чернила, отучаютъ себя отъ сна,— и этимъ

етремлешемъ къ высшему, идеальному суще­

ствование до того успеваютъ разстроить свои

нервы, что скоро превращаются въ одну жи­

вую и самую матершльную болячку... Ведь

крайности сходятся! Все простыя человече-

сшя и особенно женскш чувства, какъ, напр.,

страстность, способная къ увлеченно чувствъ,

любовь материнская, склонность къ муж­

чине, въ которомъ нетъ ничего необыкно-

веннаго, геншльнаго, который не гонимъ не-

счастаемъ, не страдаетъ, не боленъ, не бе-

денъ,— все такш простыя чувства кажутся

имъ пошлыми, ничтожными, смешными и

презренными. Особенно интересны понятая

«идеальныхъ д!,въ» о любви. Все оне—

жрицы любви, думаютъ, мечтаютъ, говорятъ

и пишутъ только о любви. Но оне признаютъ

только любовь чистую, неземную, идеаль­

ную, платоническую. Вракъ есть профа-

нацш любви въ ихъ глазахъ; счастье—

отошлете любви. Имъ непременно надо

любить въ разлуке, и ихъ высочайшее

блаженство — мечтать при луне о пред­

мете своей любви и думать: «можетъ быть,

въ эту минуту и

онъ

смотритъ на луну и

мечтаетъ обо мне; такъ для любви нетъ

разлуки!» Жалшя рыбы съ холодной кровью,

идеальный девы считаютъ себя птицами;

плавая въ мутной воде искусственной нер­

вической экзальтацш, оне думаютъ, что

парятъ въ облакахъ высокихъ чувствъ и

мыслей. Имъ чуждо все простое, истинное,

задушевное, страстное; думая любить все

«высокое и прекрасное», оне любятъ только

себя; оне и не подозреваютъ, что только

тешатъ свое мелкое самолюбш трескучими

шутихами фантазш, думая быть жрицами

любви и самоотвержении Многш изъ нихъ

не прочь бы и отъ замужества, и при пер­

вой возможности вдругъ изменяютъ свои

убеждения, и изъ идеальныхъ дйвъ скоро

делаются самыми простыми бабами; но въ

иныхъ способностяхъ обманывать себя при­

зраками фантазш доходитъ до того, что оне

на всю жизнь остаются восторженными

девственницами, и такимъ образомъ до

семидесяти летъ сохраняготъ способность къ

сентиментальной экзальтацш, къ нервиче­

скому идеализму. Самыя лучппя изъ этого

рода женщинъ рано или поздно образумли­

ваются; но прежнее ихъ ложное направле­

на навсегда делается чернымъ демономъ

ихъ жизни и, подобно остаткамъ дурно-за­

леченной болезни, отравляетъ ихъ спокой-

ствю и счастье. Ужаснее всехъ другихъ те

изъ идеальныхъ девъ, который не только не

чуждаются брака, но въ браке съ предме-

томъ любви своей видятъ высшее земное

блаженство: при ограниченности ума, при

отеутствш всякаго нравственнаго развитая

и при испорченности фантазш, оне созда­

юсь себе идеалъ брачнаго счастья,— и когда

увидятъ невозможность осуществлены ихъ

нелепаго идеала, то вымещаютъ на мужьяхъ

горечь своего разочарованы.

Идеальными девами всехъ родовъ бы-

ваютъ по большей части девицы, которыхъ

развиты было предоставлено имъ же са­

мими И какъ винить ихъ въ томъ, что,

вместо живыхъ существъ, изъ нихъ выхо-

дятъ нравственные уроды? Окружающая

ихъ положительная действительность въ са-

момъ дйле очень пошла, и ими невольно

овладеваетъ неотразимое убеждены, что хо­

рошо только то, что не похоже, чтд доаме-

трально противоположно этой действитель­

ности. А между тбмъ самобытное, не на почве

действительности, не въ сфере общества со­

вершающееся развитае всегда доводить до

уродства. И такимъ образомъ имъ предстоять

две крайности: или быть пошлыми на обпцй

манеръ, быть пошлыми какъ все, или быть

пошлыми оригинально. Оне избираюсь по­

следнее, но думаютъ, что съ земли перепрыг­

нули за облака, тогда какъ въ самомъ-то

деле только перевалились изъ положительной

пошлости въ мечтательную пошлость. И что

всего грустнее: между подобными несчаст­

ными созданиями бываютъ натуры, нели-

шенныя истинной потребности более или

менее человечески-разумнаго существованш

и достойный лучшей участи.

Но среди этого мфа нравственно-увечныхъ

явленШ изредка удаются истинно-колоссаль-

ныя исключены, которыя всегда дорого пла­

тятся за свою исключительность и делаются

жертвами собственнаго своего превосходства.

Натуры гешальныя, не подозреваются сво-