Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  318 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 318 / 734 Next Page
Page Background

СОЧИНЕНЫ В Г. БВДИНСКАГО.

628

6а7

нш замаскировать его, не любя имъ ни играть,

ни щеголять...

Повторяема.: Татьяна— существо исключи­

тельное, натура глубокая, любящая, страст­

ная. Любовь для нея могла быть или вели-

чайшимъ блаженствомъ, или величайшимъ

б£дствшмъ жизни, безъ всякой примиритель­

ной середины. При счастш взаимности, лю­

бовь такой женщины— роввое, светлое пла­

мя; въ противномъ случай,— упорное пламя,

которому сила воли, можетъ быть, не позво­

лить прорваться наружу, но которое тймъ

разрушительнее и жгучее, чймъ больше оно

сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна

спокойно, но тймъ не менйе страстно и глу­

боко любила бы своего мужа, вполне пожер­

твовала бы собою дйтямъ, вся отдалась бы

своими материнскимъ обязанностямъ, но не

по разсудку, а опять по страсти, и въ этой

жертве, въ строгомъ выполнены своихъ обя­

занностей нашла бы свое величайшее на­

слаждены, свое верховное блаженство. И все

это безъ фразъ, безъ разсуждешй, съ этимъ

спокойствдемъ, съ этимъ внешними безстра-

сткзмъ, съ этой наружной холодностью, ко­

торый составляютъ достоинство и величш

глубокихъ и сильныхъ натуръ. Такова Татья­

на. Но это только главныя и, такъ сказать,

общш черты ея личности: взглянемъ на фор­

му, въ которую вылилась эта личность, по-

смотримъ на тй особенности, который соста­

вляютъ характеры

Создаетъ человека природа, но развиваетъ

и образуютъ его общество. Никакш обстоя­

тельства жизни не спасутъ и не защитить че­

ловека отъ влшнш общества, нигде не скрыть­

ся, никуда не уйти ему отъ него. Самое уси­

лю развиться самостоятельно, вне влшнш об­

щества, сообщаетъ человеку какую-то стран­

ность, придаетъ ему что-то уродливое, въ чемъ

опять видна печать общества же. Вотъ по­

чему у насъ люди съ дарованшми и хоро­

шими природными расположеншми часто бы-

ваютъ самыми несносными людьми, и вотъ

почему у насъ только гешальность спасаетъ

человека отъ пошлости. По этому же самому

у насъ такъ мало истинныхъ и такъ много

книжныхъ, вычитанныхъ чувствъ, страстей

и сгремлешй, словомъ, такъ мало истины и

жизни въ чувствахъ, страстяхъ и стремле-

шяхъ и такъ много фразерства во всемъ

этомъ. Повсюду распространяющееся ч тете

приносить намъ величайшую пользу: въ немъ

наше спасены и участь нашей будущности;

но въ немъ же, съ другой стороны, и много

вреда, такъ же какъ и много пользы для

настоящаго. Объяснимся. Наше общество,

состоящее изъ образованныхь сослов1Й, есть

плодъ реформы. Оно помнить день своего

рождены, потому что оно существовало оф-

фищально прежде, нежели стало существо­

вать действительно; потому что, наконецъ,

это общество долго составляли не духъ, а по­

крой платья, не образованность, а привиле­

гии Оно началось такъ же, какъ и наша лите­

ратура: копировашемъ иностранныхъ формъ

безъ всякаго содержант, своего или чужого,

потому что отъ своего мы отказались, а чу­

жого не только принять, но и понять не

были въ состоянии Были у французовъ

трагедш: давай и мы писать трагедш, и

Сумароковъ въ одномъ лице своемъ со­

вместили и Корнеля, и Расина, и Вольте­

ра. Былъ у французовъ знаменитый басно-

писецъ Лафонтенъ, и опяеь тотъ же Сума­

роковъ, но словами его совремеяниковъ, сво­

ими притчами далеко обогнали Лафонтена.

Такими же точно образомъ въ самое корот­

кое время обзавелись мы своими доморощен­

ными Пиндарами, Горацшми, Анакреонами,

Гомерами, Виргилшми и т. п. Иностранный

произведены вей наполнены были любовны­

ми чувствами, любовными приключешями: и

мы давай теми же наполнять наши сочине­

ны. Но тамъ ноэз1Я книги была отражешемъ

поэзш жизни, любовь стихотворная была вы-

раженымъ любви, составлявшей жизнь и по­

эзш общества: у насъ любовь вошла только

въ книгу, да въ ней и осталась. Это болйе

или менёе продолжается и теперь. Мы любимъ

читать страстные стихи, романы, повести, и

теперь подобное чтете не считается предо­

судительными даже для девушекъ. Иныя

изъ нихъ даже сами кропаютъ стишки, и

иногда недурные. Итакъ, говорить о любви,

читать и писать о ней у насъ любятъ многы;

но любить... Это дйло другого рода! Оно, ко­

нечно, если съ позволены родителей, если

страсть можетъ увенчаться законными бра-

комъ, то почему же и не любить! Многы не толь­

ко не считаютъ этого излишними, но даже счи-

таютъ необходимыми, и, женясь на прйда-

номъ, толкуютъ о любви... Но любить пото­

му только, что сердце жаждетъ любви, лю­

бить безъ надежды на браки, всЬмъ жертво­

вать увлекающему пламени страсти— поми­

луйте, какъ можно! ведь это значитъ сделать

«исторпо», произвести скандалъ, стать сказ­

кой общества, предметомъ оскбрбительнаго

вниманья, осужденья, презрены; сверхъ того

приличы, правила нравственности, обще­

ственная мораль .. А! такъ вы люди сколько

осторожные и благоразумно предусмотритель­

ные, столько и нравственные! Это хорошо;

но зачймъ же вы противоречите себе своей

охотою къ стихамъ и романами, своей страстью

къ патетической драме?— Но то поэзш, а то

жизнь; зачемъ мешать ихъ между собою,

пусть каждая идетъ своей дорогой: пусть

жизнь дремлетъ въ апатш, а поэзш снаб-

жаетъ ее занимательными снами.— Вотъ это

другое дГло!..