601
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
бог
Связь съ Ленскими— этимъ юнымъ мечта-
телемъ, который такъ понравился нашей пу-
бликЬ, всего громче говорить противъ мни-
маго бeздyшiя Онегина.
ОнЬгинъ презираетъ людей,
Но правилъ и'Ьтъ безъ исключешй:
Иныхъ онъ очень отличали,,,
И вчужп чувство уважалъ.
Онъ слушалъ Леяскаго съ улыбкой:
Поэта рылшй разговоръ,
И умъ еще въ сужденьяхъ зыбкой,
И
вёчно
вдохновенный взоръ—
Онегину все было ново;
Онъ охладительное слово
Въ устахъ старался удержать,
И думалъ: глупо
мнё
мЁшать
Его минутному блаженству,
И безъ меня пора придетъ;
Пускай покамЁстъ онъ живетъ
Да вЁритъ Мфа совершенству;
Простимъ горячкЁ юныхъ
лётъ
И юный жаръ, и юный бредъ.
Межъ ними все рождало споры
И къ размышлении влекло:
Племенъ минувшихъ договоры,
Плоды наукъ, добро и зло,
И предразсудки
вёковыо
,
И гроба тайны роковыя,
Судьба и жизнь, въ свою чреду,
Все подвергалось ихъ суду.
ДЬло говорить само за себя: гордая хо
лодность и сухость, надменное бездуппе Оне
гина, какъ человека, произошли отъ глубо
кой неспособности многихъ читателей понять
такъ в’Ьрно созданный поэтомъ характеръ.
Но мы не остановимся на этомъ и исчер-
паемъ весь вопросъ. j
Чудакъ печальный и опасный,
Созданье ада иль небесъ,
Сей ангелъ, сей надменный бЁсъ,
Что жъ онъ?—ужели подражанье,
Ничтожный призраки, иль еще
Москвичъ въ Гарольдовомъ плагцЁ
Чужихъ причудъ истолкованье,
Словъ модныхъ полный лексиконъ...
Ужъ не пародш ли онъ?
„Все тотъ же ль онъ, иль усмирился?
Иль корчитъ такъ же чудака?
Скажите,
чёмъ
онъ возвратился?
Что намъ представить онъ пока?
Ч
ёмъ
нынё
явится? Мельмотомъ,
Космополитомъ, патрштомъ,
Гарольдомъ, квакеромъ, ханжой,
Иль маской щегольнетъ иной?
Иль просто будетъ добрый малой,
Какъ вы да
я,
какъ
цёлый
свётъ
?
По
крайней мЁрЁ мой
совётъ
:
Отстать отъ моды обветшалой.
Довольно онъ морочилъ
свётъ
...
— Знакомь онъ вамъ?—
„И да, и нгьтъ“.
— ЗачЁмъ же такъ неблагосклонно
Вы отзываетесь о немъ?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочемъ, судимъ обо всемъ,
Что пылкихъ душъ неостороокность
Самолюбивую ничтоо1сноспи
И
ль
оскорбляешь
,
иль смпшить:
Что умъ, любя просторъ, тюснитъ;
"Что слишкомъ часто разговоры
Принять мы рады за д'Ьла;
Что глупость вЁтрена и зла;
Что важнымъ людямъ важны вздоры,
И что посредственность одна
Намъ по плечу и не странна
2
Блаженъ, кто съ молоду былъ молодъ,
Влаженъ кто вб-время созрЁлъ,
Кто постепенно жизни холодъ
Съ лЁтами вытерпЁть умЁлъ;
Кто страннымъ снамъ не предавался;
Кто черни
свётской
не чуждался;
Кто въ двадцать
лётъ
былъ франтъ иль
хватъ,
А въ тридцать выгодно женатъ;
Кто въ пятьдесятъ освободился
Отъ частныхъ и другихъ долговъ;
Кто славы, денегъ и чиновъ
Спокойно въ очередь добился;
О комъ твердили
цёлый
вёкъ
:
„М N. прекрасный человЁкъ“
Но грустно думать, что напрасно
Была намъ молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула иасъ она;
Что наши лучппя желанья,
Что наши
свёжш
мечтанья
И
стлёли
быстрой чередой,
Какъ листья осенью гнилой.
Несносно
видёть
предъ собою
Однихъ обЁдовъ длинный рядъ,
ГлядЁть на жизнь какъ на обрядъ,
И
вслёдъ
за чинною толпою
Итти, не раздЁляя съ ней
Ни общихъ
мнёшй
, ни страстей.
Эти стихи— ключи вь тайн!; характера Оне
гина. ОнЬгинъ— не Мельмотъ, не Чайльдъ-
Гарольдъ, не демонъ, не пapoдiя, не модная
причуда, не гешй, не велиюй человЬкъ, а
просто— «добрый малый, какъ вы да я, какъ
цЬлый свЬтъ». Поэтъ справедливо назы-
ваетъ «обветшалой модой» вездЬ находить
или вездЬ искать все гешевъ, да необыкно-
венныхъ людей. Повторяемъ; ОнЬгинъ—
добрый малый, но при этомъ недюжинный
человЬкъ. Онъ не годится въ геши, не дЬ-
зетъ въ велите люди, но бездеятельность и
пошлость жизни душатъ его, онъ даже не
знаетъ, чего ему надо, чего ему хочется, но
онъ знаетъ, и очень хорошо знаетъ, что ему
не надо, что ему не хочется того, чЬмъ такъ
довольна, такъ счастлива самолюбивая по
средственность. И за то-то эта самолюбивая
посредственность не только провозгласила
его «безнравственными», но и отняла у него
страсть сердца, теплоту души, доступность
всему доброму и прекрасному. Вспомните,
какъ воспитанъ Он'Ьгинъ, и согласитесь, что
натура его была слишкомъ хороша, если ея
не убило совсЬмъ такое воспиташе. Блестя
щий юноша, онъ былъ увлеченъ свЬтомъ,
подобно многими; но скоро наскучили имъ
и оставили его, какъ это дЬдаютъ слишкомъ
немногие. Въ душЬ его тлЬлась искра на
дежды— воскреснуть и освежиться въ тиши
уединенш, на лонЬ природы; но онъ скоро
увидЬлъ, что перем’Ьна мЬстъ не измЬняетъ
сущности нЬкоторыхъ неотразимыхъ н не
отъ нашей воли завиеящихъ обстоятельств?..