Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  301 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 301 / 734 Next Page
Page Background

593

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

594

до 1812 года. Съ одной стороны, 12-й годъ,

потрясши всю Россш изъ конца въ конецъ,

пробудили ея спящш силы и открыли ви

ней новые, дотоле неизвестные источники

сиди, чувствоми общей опасности сплотили

ви одну огромную массу косневши ви чув­

стве разпединенныхп иятересовн частныя

води, возбудили народное сознаше и народ­

ную гордость, и всйми этими способствовали

зарожденш публичности, каки началу об-

щественнаго мнбшя; кроме того 12-й годи

нанеси сильный удари коснеющей старине:

вследствш его исчезли несдужанце дворяне,

спокойно рождавппеся и умиравнне ви сво-

ихи деревняху не выезжая за заповедную

черту ихп владешй; глушь и дичь быстро

исчезли вместе си потрясенными остатками

старины. Си другой стороны, вся Россш, ви

лице своего победоноснаго войска, лицоми

ки лицу увиделась си Европой, пройдя по

ней путеми победи и торжестви.

Все это сильно способствовало возраста-

шю и укрепленно возникшаго общества. Ви

двадцатыми годахн текущаго столетш рус­

ская литература оти подражательности устре­

милась ки самобытности: явился Пушкинп.

Они любили сословш, ви котороми почти

исключительно выразился прогрессн русска-

го общества и ки которому принадлежали

сами,—и ви «Онегине» они решился пред­

ставить нами внутреннюю жизнь этого со­

словш, а вместе си ними и общество, ви

томи виде, ви какоми оно находилось ви

избранную ими эпоху, т. е. ви двадцатыхп

годахн текущаго столетш. И здесь нельзя

не подивиться быстроте, си которой дви­

жется впереди русское общество: мы смо-

трими на «.Онегина», каки на романи вре­

мени, оти котораго мы уже далеки. Идеалы,

мотивы этого времени уже таки чужды нами,

таки вне идеалови и мотивови нашего вре­

мени... «Герой нашего времени» были но­

выми «Онегиными»: едва прошло четыре

года, — и Печорини уже не современный

идеали. И воти ви какоми смысле сказали мы,

что самые недостатки «Онегина» суть ви

то же время и его величайшая достоинства:

эти недостатки можно выразить одними сло-

воми— «старо»; но разве вина поэта, что

ви Россш все движется таки быстро?—и

разве это не великая заслуга со стороны

поэта, что они таки верно умели схватить

действительность известнаго мгновения изи

жизни общества? Если би ви «Онегине» ни­

что не казалось теперь устаревшими иди

отсталыми оти нашего времени,—это было бы

явными признакоми, что ви этой поэме нети

истины, что ви ней изображено не действи­

тельно существовавшее, а воображаемое об­

щество: ви такоми случай, что жи бы эго была

за поэма, и стоило ли бы говорить о ней?...

Мы уже коснулись содержашя «Онегина»;

обратимся кь разбору характерови действую-

щихи лици этого романа. Несмотря на то, что

романи носити на себе имя своего героя,—ви

романе не одинп, а два героя: Онёгини и

Татьяна. Ви обоихи ихи должно видеть пред­

ставителей обоихи полови русскаго общества

ви ту эпоху. Обратимся ки первому. Поэти

очень хорошо сделали, выбрави себе героя

изи высшаго круга общества. Онегини—

отнюдь не вельможа (уже и потому, что вре-

менеми вельможества были только веки Ека­

терины II); Онегини — светсшй человеки.

Мы знаеми, наши литераторы не любяти

света и светскихп людей, хотя и помешаны

на страсти изображать ихи. Ито касается

лично до наси, мы совсемп не светсше люди

и ви свете не бываеми; но не питаемп ки

нему никакихи мещанскихи предубеждений.

Когда высинй свети изображается такими

писателями, каки Душкинъ, Грибоедову Лер­

монтову князь Одоевешй. графи Соллогуби,—

мы любими литературное изображена боль­

шого света таки же, каки изображена вся-

каго другого света и не света, си талан­

тами и знашеми выполненное. Только ви

одноми случае не можеми терпеть большого

света: именно, когда изображаюти его сочи­

нители, которыми должны быть гораздо зна­

комее нравы кондитерскихи и чиновничьихи

гостиныхи, чЬмп аристократическихи сало-

нови. Позвольте сдёлать еще оговорку: мы

отнюдь не смешиваемп светскости си ари-

стократизмоми, хотя и чаще всего они встре­

чаются вместе. Будьте вы человекомь ка­

кого вами угодно происхождения, держитесь

какихи вами угодно убеждений,—светскость

васъ не испортити, а только улучшити. Го-

воряти: ви свЬте жизнь тратится на мелочи,

самыя святыя чувства приносятся ви жертву

расчету и приличшмп. Правда; но развё ви

среднеми кругу общества жизнь тратится

только на одно великое, а чувство и разумп

не приносятся ви жертву расчету и прили­

чно? О, нети, тысячу рази нети! Вся раз­

ница средняго света оти высшаго состоити

ви томи, что ви первомп больше мелочно­

сти, претензШ, чванства, ломания, мелкаго

честолюбш, принужденности и лицемерства.

Говоряти: ви светской жизни много дурныхп

сторони. Правда; а разве ви не-светской

жизни—одне только хорошш стороны? Го­

ворить: свети убиваети вдохновеше, и Шек­

спиру и Шиллери в е были светскими людь­

ми. Правда; но они не были и ни купцами,

ни мещанами — они были просто людьми,

таки же точно, каки и Байрони - аристо­

крату светсшй человеки, своими вдохнове-

шеми более всего обязанп были тому, что

они были человеки. Воти почему мы не хо-

тимп подражать некоторыми нашими литера-