597
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
598
сто разъ повторять передъ господиномъ благо
намеренной наружности, котораго вей знаютъ
за ей любовника. И что же—какъ этотъ госпо
дний благонамеренной наружности, такъ и вей
родственники, друзья и знакомые горькой, не
утешной вдовы слушаютъ все это съ печаль-
нымъ и огорченнымъ видомъ,—и если иные
подъ рукой смеются, зато друпе отъ души
с о к р у ш а ю т с я . И—повториемъ—это не
глупость и не разечетливое лицемерство: это
просто — принцииъ мещанской, простона
родной морали. Никому изъ этихъ людей не
приходить въ голову спросить себя и другихъ:
Да изъ чего же вы б'Ьснуетеся столько?
Мало того: они считаютъ за трехъ подоб
ный вопросъ, а если бы решились сделать
его, то сами надъ собой расхохотались бы.
Нмъ не въ догадъ, что если тутъ есть о чемъ
грустить, такъ это о пошлой комедш добро-
душнаго лидемерства, которую все такъ усерд
но и такъ искренно разыгрываютъ.
Чтобъ не возвращаться опять къ одному
и тому же вопросу, сделаемъ небольшое от-
стундеше. Въ доказательство, накимъ важ-
нымъ явлешемъ не въ одномъ эстетическомъ
отншпенш былъ для вашей публики «Оне~
гинъ» Пушнина и какими новыми, смелыми
мыслями казались тогда въ немъ теперь са
мый старыя и даже робюя полу-мысли—
цриведемъ изъ него этотъ куплетъ:
Гмъ! Гмъ! читатель благородный,
Здорова ль ваша вся родня?
Позвольте: можегь быть, угодно
Теперь узнать вамъ отъ меня,
Что значатъ именно
родные.
Родные люди вотъ кате:
Мы ихъ обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать,
И, по обычаю народа,
О- Рождеств* ихъ навЪщать,
Или по ночтЪ поздравлять,
Чтобъ въ остальное время года
О насъ не думали они . . .
Итакъ, дай Богъ имъ долги дни!
Мы номнимъ, что этотъ невинный куплетъ
со стороны большей части публики навлекъ
упрекъ въ безнравственности уже не на
Онегина, а на самого поэта. Какая этому
причина, если не то добродушное и добро
совестное лицемерство, о которомъ мы сей-
часъ говорили? Братья тягаются съ братьями
объ имеши и часто питаютъ другъ къ другу
такую остервенелую ненависть, которая не
возможна между чужими, а возможна только
между родными. Право родства нередко бы-
ваетъ ничемъ инымъ, какъ правомъ—
бед
ному подличать передъ богатымъ изъ по
дачки, богатому—презирать докучнаго бед-
ндка и отделываться отъ него ничемъ; равно
богатымъ—завидовать другъ другу въ успе-
хахъ жизни; вообще же—право вмешиваться
въ чужш дела, давать ненужные и безыолез-
ные советы. Где ни поступите вы, какъ че-
ловекъ съ характеромъ и съ чувствомъ сво
его человеческаго достоинства,—везде вы
оскорбите прииципъ родства. Вздумали вы
жениться — просите совета; не попросите
его—вы опасный мечтатель, волыюдумецъ;
попросите—вамъ укажутъ невесту; женитесь
на ней и будете несчастны —вамъ же ска-
жутъ: «то-то же, братецъ, вотъ каково безъ
оглядки-то предпринимать такш важный дйла;
я ведь говорилъ...» Женитесь но своему вы
бору—еще хуже беда.—Какщ еще права
родства? мало ли ихъ! Вотъ, вапримеръ,
этого господина, такъ похожаго на Ноздрева,
будь онъ вамъ чужой, вы не пустили бы
даже въ свою конюшню, опасаясь за нрав
ственность вашихъ лошадей; но онъ вамъ
родственникъ,—и вы принимаете его у себя
въ гостиной и въ кабинете, и онъ везде
позоритъ васъ именемъ своего родственника.
Родство даетъ прекрасное средство къ заня
тно и развлеченш: случилась съ вами беда,—
и вотъ для вашихъ ро^ственниковъ чудесный
случай съезжаться къ вамъ, ’ахать, охать,
качать головой, судить, рядить, давать со
веты и наставленш, делать упреки, а по-
томъ везде развозить эту новость, порицая
и браня васъ за глаза, ведь известно: чело-
векъ беде всегда виновата, особенно въ
глазахъ своихъ родственниковъ. Все это ни
для кого не ново, но то беда, что это все
чуветвуютъ, но немнопе это сознаютъ: при
вычка къ добродушному и добросовестному
лицемерству побеждаетъ разеудокъ. Есть
таше люди, которые способны смертельно
обидеться, если огромная семья родни, прь
ехавъ въ столицу, остановится не у нихъ;
а остановись она у нихъ,—они же будутъ ,
не рады; но ропща, бранясь и всемъ жа
луясь подъ рукой, они передъ родственной
семейкой будутъ расточать любезности и
возьмутъ съ нея слово—опять остановиться
у нихъ и вытеснить ихъ, во имя родства,
изъ ихъ собетвеннаго дома, Что это значитъ?
Совсемъ не то, чтобы родство у подобныхъ лю
дей существовало какъ прииципъ, а только то,
что оно существуетъ у нихъ, какъ факта; вну-
тренно, по убежденно никто изъ нихъ непри-
знаетъ его, но но привычке, по безеознатедь-
ности и по лицемерству все его признаютъ.
Пушкинъ охарактеризовалъ родство этого
рода въ томъ виде, какъ оно существуетъ
у многихъ, какъ оно есть въ еамомъ деле,
следовательно, справедливо и истинно,—и на
него осердились, его назвали безнравствен-
нымъ; стало быть, если бы онъ описалъ род
ство между некоторыми людьми такими, ка
кими оно не существуетъ, т. е. неверно и
ложно,—его похвалили бы! Все это значитъ
ни больше, ни меньше, какъ то, что нрав
ственна одна ложь и неправда... Вотъ къ