Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  300 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 300 / 734 Next Page
Page Background

591

СОЧИНЕНШ В. Г. БЬЛИНСКАГО.

592

обдумавъ предварительно его плана, и ум!лъ

остановиться именно тамъ, гд ! романъ самъ

собой чудесно заканчивается и развязы­

вается — на картин! потерявшагося поел!

объяснения съ Татьяной Онегина. Но мы

объ этомъ скажемъ въ своемъ м!ст!, равно

какъ и о томъ, что ничего не можетъ быть

естественнее отношешй Онегина къ Татьян!

въ продолженье всего романа, и что Он!гинъ

совсЬмъ не извергъ, не развратный челов!къ,

хотя въ то же время и совсймъ не герой

добродетели. Къ числу заслугъ Пушкина

принадлежитъ и то, что онъ выведъ изъ

моды и чудовищъ порока, и героевъ добро­

детели, рисуя вместо нихъ просто людей.

Мы начали статью съ того, что «Онегинъ»

есть поэтически верная действительности

картина русскаго общества въ известную

эпоху. Картина эта явилась вб-время, т. е.

именно тогда, когда явилось то. съ чего

можно было срисовать ее—общество. Вслед-

ствш реформы Петра Великаго въ Россш

должно было образоваться общество, совер­

шенно отдельное отъ массы народа по сво­

ему образу жизни. Но одно исключительное

положеше еще не производить общества:

чтобъ оно сформировалось, нужны были осо­

бенный основанш, который обезпечивали бы

его существоваше, и нужно было образова­

н а , которое давало бы ему не одно внеш­

нее, но и внутреннее единство. Екатерина П

ж а л о в а н н о й г р а м о т о й определила въ

1785 году права и обязанности дворянства.

Это обстоятельство сообщило совершенно

новый характеръ вельможеству—единствен­

ному сословии, которое при Екатерин! П-й

достигло высшаго своего развитая и было

просв!щеннымъ, образованными сословшмъ.

Всл!дствш нравственнаго движенш, сооб-

щеннаго грамотой 1785 года, за вельможе-

ствомъ начали возникать классъ средняго

дворянства. Поди словомъ в о з н и к а т ь мы

разум!емъ слово о б р а з о в ы в а т ь с я . Въ

царегвоваше Александра Благословеннаго

значенш этого, во вс!хъ отношешяхъ луч-

шаго, сословья все увеличивалось и увели­

чивалось, потому что образованье все бол!е

и бол!е проникало во вс! углы огромной

провинцш, усйянной помещичьими влад!-

ншми. Такими образомъ формировалось об­

щество, для котораго благородныя насла-

жденш бытая становились уже потребностью,

какъ признаки возникающей духовной жизни.

Общество это удовлетворялось уже не одной

охотой, роскошью и пирами, даже не одними

танцами и картами; оно говорило и читало

по - французски; музыка и рисоваше тоже

входили у него, какъ необходимость,’ въ

планъ воспитанш д!тей. Державинъ, Фон-

визинъ и Богдановичи—эти поэты, въ свое

время известные только одному двору, то­

гда сделались бол!е или мен!е известными

и этому возникающему обществу. Но что

всего важн!е—у него явилась своя литера­

тура, уже бол!е легкая, живая, обществен­

ная и с в ! т с к а я , нежели тяжелая школь­

ная и книжная. Если Новиковъ распростра­

нили издашемъ книги и журналовъ всякаго

рода охоту къ чтенш и книжную торговлю,

и черезъ это создали массу читателей, то

Карамзинъ своей реформой языка, напра-

влешемъ, духомъ и формой своихъ еочине-

шй породили литературный вкусъ и создали

публику. Тогда и поэзш вошла, какъ эле-

ментъ, въ жизнь новаго общества. Краса­

вицы и молодые люди толпами бросились

на «Лизинъ пруди», чтобъ «слезой чувстви­

тельности» почтить память горестной жертвы

страсти и оболыценш. Стихотворенш Дми­

трова, запечатл!нныя умомъ, вкусомъ, остро­

той и гращей, им!ли такой же усп!хъ и

такое же влшнш, какъ и проза Карамзина.

Порожденный ими сентиментальность и ме­

чтательность, несмотря на ихъ см!шную сто­

рону, были великимъ шагомъ впереди для

молодого общества. Трагедш Озерова при­

дали еще бол!е силы и блеска этому на­

правленно. Басни Крылова давно уже не

только читались взрослыми, но и заучива­

лись наизусть д!тьми. Вскор! появился

юноша поэтъ, который въ эту сентимен­

тальную литературу внесъ романтическье

элементы глубокаго чувства, фантастической

мечтательности и эксцентрическаго етремле-

нш въ область чудеснаго и нев!домаго, и

который познакомили и породнили русскую

музу съ музой Гермаши и Англш. Вльяше

литературы на общество было гораздо важ­

нее, нежели какъ у насъ объ этомъ ду-

маютъ: литература, сближая и сдружая лю­

дей разныхъ сословШ узами вкуса и стре-

млешемъ къ благородными наслажденьями

жизни, с о с л о в 1е превратило въ о б щ е ­

с т в о . Но, несмотря на то, не подлежать

никакому сомн!нго, что классъ дворянства

были и по преимуществу представителемъ

общества, и по преимуществу непосредствен­

ными источникомъ образования всего обще­

ства. Увеличеше средствъ къ народному

образовашю, учреждеше университетовъ, гим-

назй, училищъ заставляло общество расти

не по днями, а по часами. Время отъ

1812 до 1815 года было великой эпохой

для Россш. Мы разум!емъ зд!сь не только

вн!шнее ведичш и блескъ, какими покрыла

себя Россш въ эту великую для нея эпоху,

но и внутреннее преуспейте въ граждан­

ственности и образовали, бывшее резуль­

татами этой эпохи. Можно сказать безь

преувеличенш, что Россш больше прожила

и дальше шагнула отъ 1812 года до настоя­

щей минуты, нежели отъ царствованш Петра