Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  302 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 302 / 734 Next Page
Page Background

595

СОЧИНЕНШ В. Г. БЪЛИНСКАГО.

596

торамъ въ ихъ предубйждетяхъ противъ

страшнаго для нихъ невидимки— большого

свёта, и вотъ почему мы очень рады, что

Пушкинъ героемъ своего романа взялъ евйт-

скаго человека. И что же тутъ дурного? Выс-

нйй кругъ общества былъ въ то время уже

въ апогей своего развитая; при томъ свйт-

скость не помешала же Онегину сойтись съ

Ленскимъ— этимъ наиболее страннымъ и

смйшнымъ въ гдазахъ света существомъ.

Правда, Онегину было дико въ обществе

Лариныхъ; но образованность еще болйе, не­

жели светскость, была причиной этого Не

споримъ, общество Лариныхъ очень мило,

особенно въ стихахъ Пушкина; но намъ,

хоть мы и совсймъ не свйтсте люди, было

бы въ немъ не совсймъ ловко,— тймъ болйе,

что мы решительно неспособны поддержать

благоразумнаго разговора о псарий, о вине,

о сйнокосЬ, о родий. Высший кругъ обще­

ства вч, то время до того былъ отдйлепъ отъ

всехъ другихъ круговъ, что непринадлежав-

ийе къ нему люди поневоле говорили о немъ,

какъ до Колумба во всей Европе говорили

объ антиподахъ и Атлантиде. Вслйдствш это­

го Онйгинъ съ первыхъ же строкъ романа

былъ иринятъ за безнравственнаго человека.

Это м н ёте о немъ и теперь еще не совсймъ

исчезло. Мы помнимъ, какъ горячо мнопе

читатели изъявляли свое негодовате на то,

что ОнЬгинъ радуется болезни своего дяди

и ужасается необходимости корчить изъ себя

опечаленнаго родственника,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же чортъ возьметъ тебя'?

Мнопе и теперь этимъ крайне недовольны.

Изъ этого видно, какимъ важнымъ во всйх'ь

отношеншхъ произведевшмъ былъ «Онегинъ»

для русской публики, и какъ хорошо сдй-

лалъ Пушкивъ, взявъ светскаго человека

въ герои своего романа. Къ особеняостямъ

людей светскаго общества принадлежи™ от-

сутствш лицемерства, въ одно и то же вре­

мя грубаго и глупаго, добродущнаго и добро

совестпаго. Если какой-нибудь бедный чи-

новникъ вдругъ видитъ себя наследнйкомъ

богатаго дяди-старика, готоваго умереть,—

съ какими слезами, съ какой униженной

предупредительностью будетъ онъ ухажи­

вать за дядюшкой, — хотя этотъ дядюшка,

можетъ быть, во всю жизнь свою не хотйлъ

ни знать, ни видеть племянника, и между

ними ничего не было общаго. Однако жъ

не думайте, чтобъ со стороны племянника

это было разсчетливымъ лицемерствомъ (раз-

счетливое лицемерство есть порокъ войхъ

круговъ общества, и светскихъ, и не-свйт-

скихъ); нйтъ, вслйдетвш благодетельнаго со-

трясешя всей нервной системы, произведен-

наго видомъ близкаго наследства, нашъ пле-

мянникъ не шутя пришелъ въ умилеше и

почувствовалъ пламенную любовь къ дядюш­

ке, хотя и не воля дяди, а законъ, далъ ему

право на наследство. Стало быть, это лице-

мёрство добродушное, искреннее и добросо­

вестное. Но вздумай его дядюшка вдругъ,

ни съ того, ни съ сего, выздороветь: куда

бы девалась у нашего племянника родствен­

ная любовь, и какъ бы ложная горесть вдругъ

сменилась истинной горестью, и актеръ пре­

вратился бы въ человека! Обратимся къ Оне­

гину. Его дядя былъ ему чуждъ во всехъ

отношеншхъ. II что можетъ быть общаго

между Онйгиньтъ, который уже—

................... равно зЪвалъ

Средь модныхъ и старинныхъ залъ,

и между почтеннымъ помещикомъ, который

въ глуши своей деревни

Л’Ьтъ сорокъ съ ключницей бранился,

Въ окно смотрЪлъ и мухъ давилъ?

Скажутъ: онъ его благодетель. Какой же

благодетель, если Онегинъ былъ законнымъ

наследнйкомъ его имйнш? Тутъ благодетель—

не дядя, а законъ, право наследства. Ка­

ково же положеше человека, который обя­

зать играть родь ограниченнаго, состраждуща-

го и нежнаго родственника при смертномъ

одрй совершенно чуждаго и посторонняго

ему человека? Скажутъ: кто обязывалъ его

играть такую низкую роль? Какъ кто? Чув­

ство деликатности, человечности. Если, по­

чему бы то ни было, вамъ нельзя не при­

нимать къ себе человека, котораго знаком­

ство для васъ и тяжело, и скучно, разве вы

не обязаны быть съ нимъ вежливы и даже

любезны, хотя внутренно вы и посылаете

его къ чорту? Что въ словахъ Онегина про-

глядываетъ какая-то насмешливая легкость,—

въ этомъ виденъ только умъ и естествен­

ность, потому что отсутствш натянутой, тя­

желой торжественности въ выражети обык-

новенныхъ житейскихъ отношешй есть при­

знать ума. У светскихъ людей это даже не

всегда умъ, а чаще всего— манера, и нельзя

не согласиться, что это иреумная манера. У

людей среднихъ кружковъ, напротивъ, ма­

нера— отличаться избыткомъ разныхъ глу-

бокихъ чуветвъ при всяномъ сколько-нибудь,

по и х ъ м и е н

1

ю, важномъ случай. Вей

знаютъ, что вотъ эта барыня жила съ сво-

имъ мужемъ, какъ кошка съ собакой, и что

она радехонька его смерти, и сама она очень

хорошо понимаетъ, что вей это знаютъ, и

что никого ей не обмануть, но отъ этого она

еще громче охаетъ и ахаетъ, стонетъ и ры-

даетъ, и тймъ безотвязнйе мучитъ вейхъ и

каждаго описатемъ добродетелей покойнаго,

счастья, какимъ онъ дарилъ ее, и злополу-

Ч1я,

въ какое повергъ ее своей кончиной.

Мало того: эта барыня готова это же самое