Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  299 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 299 / 734 Next Page
Page Background

589

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

590

Съ кого они портреты пишутъ?

Где разговоры эти слышутъ?

А если и случалось имъ,

Такъ мы ихъ слышать не хотимъ.

Таланты этого рода—плохи мыслители; фан-

тази у нихъ развита на счетъ ума. Они не

понимании., что тайна нацюналъности каж-

даго народа заключается не въ его одежде и

кухне, а въ его, такъ сказать, манере пони­

мать вещи. Чтобъ верно изображать какое-

нибудь общество, надо сперва постигнуть

его сущность, его особность,—а это нельзя

иначе сделать, какъ узнавъ фактически и

опфнивъ философски ту сумму правилъ, ко­

торыми держится общество. У всякаго народа

две философш: одна ученая, книжная, тор­

жественная и праздничная, другая — еже­

дневная, домашняя, обиходная. Часто обе

эти философш находятся более или менгЬе

въ близкомъ соотношенш другъ къ другу; и

кто хочетъ изображать общество, тому надо

познакомиться съ обеими, но последнюю

особенно необходимо изучить. Такъ точно,

кто хочетъ узнать какой-нибудь народъ, тотъ

прежде всего долженъ изучить его—въ его

семейномъ, домашнемъ быту. Кажется, чт5

бы за важность могли иметь два такш сло­

ва, какъ, наприм'Ьръ, а в о с ь и ж и в е т ъ , а

между тЬмъ они очень важны и, не пони­

мая ихъ важности, иногда нельзя понимать

иного романа, не только самому написать

романъ. И вотъ глубокое знаше этой-то

обиходной философш и сделало «Онегина»

и «Горе оть Ума» произведешями ориги­

нальными и чисто-русскими.

Содержаше «Онегина» такъ хорошо из­

вестно веЬмъ и каждому, что н'Ьтъ никакой

надобности излагать его подробно. Но, чтобъ

добраться до лежащей въ его основанш

идеи, мы разскажемъ его въ этихъ немно-

гйхъ словахъ. Воспитанная въ деревенской

глуши, молодая мечтательная девушка влю­

бляется въ молодого петербургскаго—говоря

нынешними языкомъ—льва, который, наску-

чввъ светской жизнью, пртЬхалъ скучать въ

свою деревню. Она решается написать къ

нему письмо, дышащее наивной страстью;

онъ отв’Ьчаетъ ей на словахъ, что не можетъ

ее любить, и что не считаетъ себя созданнымъ

для «блаженства семейной жизни». Потомъ

нзъ пустой причины Он’Ьгинъ вызванъ ва

дуэль женихомъ сестры нашей влюбленной

героини и убиваетъ его. Смерть Ленскаго

надолго разлучаетъ Татьяну съ ОпТгшшмъ.

Разочарованная въ свопхъ юныхъ мечтахъ,

бедная девушка склоняется на слезы и

мольбы старой своей матери и выходитъ

замужъ за г е н е р а л а , потому что ей было

все равно, за кого бы ни выйти, если уже

нельзя было не выходить ни за кого. ОнгЬ-

гинъ встречаете Татьяву въ Петербург!; и

едва узнаетъ ее: такъ переменилась она,

такъ мало осталось въ ней сходства между

простенькой деревенской девочкой и вели­

колепной петербургской дамой. Въ Онегине

вспыхиваетъ страсть къ Татьяне, онъ пп-

шетъ къ ней письмо, и на этотъ разъ она

уже отвечаетъ ему на словахъ, что хотя п

любитъ его, темъ не менее принадлежать

ему не можетъ—по гордости добродетели.

Вотъ и все содержаше «Онегина». Мнопе

находили и теперь еще находятъ, что тутъ

нетъ никакого содержашя, потому что ро­

манъ ничемъ не кончается. Въ самомъ деле,

тутъ нетъ ни смерти (ни отъ чахотки, ни

отъ кинжала), ни свадьбы - этого привиле-

гированнаго конца всехъ романовъ, пове­

стей и драмъ, въ особенности русскихъ.

Сверхъ того, сколько тутъ несообразностей!

Пока Татьяна была девушкой, Онёгинъ от-

веча.ть холодностью на ея страстное призна­

ке ; но когда она стала женщиной,—онъ до

безум1я влюбился въ нее, даже не будучи

уверенъ, что она его любитъ. Неестествен­

но, вовсе неестественно! А какой безнрав­

ственный характеръ у этого человека: хо­

лодно читаетъ онъ мораль влюбленной въ

него девушке, вместо того чтобъ взять да

тотчасъ и влюбиться въ нее самому, и по­

томъ, испросивъ по форме у ея дражайшихъ

родителей ихъ родительскаго благословешя

навеки нерушимаго, совокупиться съ ней

узами законнаго брака и сделаться счастли-

вейшимъ въ мщЬ человекомъ. Потомъ: Оне­

гинъ 'ни за что убиваетъ беднаго Ленскаго,

этого юнаго поэта съ золотыми надеждами

и радужными мечтами,—и хоть бы разъ за-

илакадъ о немъ или но крайней мёр'Ь про-

говорилъ патетическую рёчь, где упомина­

лось бы объ окровавленной тени и проч.

■Такъ или почти такъ судилп и еудятъ еше и

теперь объ «Онегине» мнопе изъ почтен­

ней шихъ читателей; по крайней мере намъ

случалось слышать много такихъ оуждешй,

которыя во время оно бесили насъ, а теперь

только забавляютъ. Одинъ велишй критики

даже печатно сказали, что въ «Онёгине»

нетъ целаго, что это просто поэтическая бол­

товня о томъ, о семъ, а больше ни о чемъ.

Велишй критики основывался въ своемъ за-

ключенш, во-первыхъ, на томъ. что въ конце

ПОЭМЫ

нётъ

НИ

свадьбы,

НИ ПОХО;

онъ, и, во-

вторыхъ,на этомъ свидетельстве самого поэта:

Промчалось много, много дней

Съ тЪхъ поръ, какъ юная Татьяна

И съ ней ОнЪгинъ

въ смутномъ сип,

Являлися

впервые мнИ—

И даль свободнаго романа

Я сквозь магически! кристаллъ

Еще не ясно

различалъ.

Велишй критики не догадался, что поэтъ, бла­

годаря своему творческому инстинкту, моги

написать полное и оконченное сочинеше, не