Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  23 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 23 / 734 Next Page
Page Background

3 7

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

3

вивается по моментамъ, движется дщдекти-

чески, нзъ вившей ступени переходя на

высшую. Этотъ непреложный законъ мы

виджмъ и въ природе, м въ человеке, и въ

человечестве. Природа явилась не вдругъ

готовая, но имела свои дни или свои мо­

менты творенш. Царство ископаемое пред­

шествовало въ ней царству прозябаемому,

нрозябаемое—животному. Каждая былинка

проходить черезъ несколько фазмсовъ раз­

витая,—и стебель, лнстъ, цветъ, зерно суть

не что иное, какъ непреложно-последова­

тельные моменты

е ъ

жизни растенш. Чело-

•вгЬкъ проходить черезъ физичесше моменты

■младенчества, отрочества, юношества, воз­

мужалости и старости, которьшъ соответ-

етвуютъ нравственные моменты, выражаю­

щееся въ глубине, объеме и характере его

сознашя. Тотъ же закоаъ существуетъ и для

обществъ, ж для челевечества, Тотъ же за­

конъ существуетъ и для искусства. У ис­

кусства есть свой вечный, неизменный идеалъ

•совершенства, составляюпцй предмета эсте­

тики, какъ науки изящнаго; но искусство

не вдругъ. а постепенно достигаетъ своего

идеала,—и исторш искусства есть картина

моментовъ его развитая. Такъ, напримеръ,

Пндш—страна, где впервые пробудилось въ

людяхъ стремлеяш къ сознанш абсолютной

.истины, н въ которой это сознаше остано­

вилось на своемъ нервомъ моменте и, какъ

-бы окаменелое, дошло до насъ черезъ рядъ

тысячелетий почта въ томъ самомъ виде,

въ какомъ первоначально возникло, подобно

вершинамъ Гималаи, которыя н теперь

ночтн те же, какими узрелъ ихъ мйръ въ

первые дни своего создания. Подобно рели-

пи и философш, искусство въ Индаи пред­

ставляется на первой ступени своего про-

.явлешя, въ нервомъ моменте своего суще-

ствовашя: оно носить тамъ характеръ чисто-

символичесшй, ибо его образы у с л о в н о , а

не непосредственно выражаютъ идею. Таково

должно быть, и инымъ не можетъ быть ис­

кусство въ своемъ начале. Чтобъ образы

выражали идею не условно, а непосредствен­

но, для этого необходимо идее быть полной

и ясной для художника; но какъ идеи нерво-

бытныхъ и младенчествующихъ обществъ

состоять изъ темныхъ предощущешй и не-

омределенныхъ, смутныхъ иредчуветтай, то

и выражеше идеи у нихъ естественно должно

состоять изъ однихъ намековъ, иносказашй

и затМливыхъ символовъ. Въ Египте искуо

-ство сделало уже большой шагъ, приблизив­

шись несколько къ простоте я природе, по

крайней мере, египетский и зваятя предета-

вляютъ уже не одннхъ сфинксовъ, но и

людей, хотя эти люди еще массивны, грубы,

неподвижны. Въ Греции искусство уже отре­

шилось символизма, и его образы облеклись

въ простоту и истину, которыя составляютъ

высочайший идеалъ красоты.

Искусство никогда не развивается неза­

висимо-одиноко: напротивъ, его развитие

всегда бываетъ связано съ другими сферами

сознашя. Въ эпоху младенчества и юноше­

ства народовъ искусство всегда более или

менее—выражеше религюзиыхъ идей, а въ

эпоху возмужалости —¡философскихъ поня­

тий. ИндойснШ пантеизмъ есть обожествлена

природы, и потому даже въ поэзш индустан-

ской играюта такую важную роль растенш,

змеи, птицы, коровы, слоны и прочий

ЖИ­

ВОТНЫЕ,

а изваяюя боговъ представляютъ

дикую и уродливую смесь членовъ челове-

ческаго тёла съ членами жавотныхъ. Ин-

дШское искусство не могло возвыситься до

нзображешя красоты человеческой, ибо въ

пантеистической религщ индусовъ богъ есть

природа, а человекъ—только ея служитель,

жрецъ и жертва. Египетская миеолоия за­

нимает. уже середину между инддйской и

греческой: среди животно - чудовшцныхъ

образовъ ея боговъ уже заметны и чело-

вечесше лики, послуживппе типомъ для

изваяшй греческихъ; между Озирисомъ н

Аполлономъ есть сродство, и мнеъ 0еба,

который сражаетъ Пифона, занята греками

у египтянъ. Однако жъ это борете между

животными и человекомъ разрешилось толь­

ко въ сфинкса—чудовище съ женоподобной

головой и грудью, съ туловищемъ зверя.

Сфанксъ египетский мудрее человека: онъ

загадываета человеку хитрыя загадки н по-

жираетъ его за неуменье разгадать ихъ. Но

грекъ Эднпъ разгадалъ мысль н нашелъ

слово; зверь бросился въ море и утонули:

человекъ вступили въ свои права,—и богй

Грецш не что иное, какъ образы идеалънаго

человека, обожествлеше человека. Звйри во­

шли въ искусство, какъ выражеше еилъ при­

роды, повинующихся человеку: кояи возятъ

колесницу Аполлона, Церберъ стережета

входъ въ царство Ада, отвратительный гар-

ши слушать бичемъ злодейства; Зевсъ при-

нймаета образы вола и лебедя для скрытая

отъ Геры такахъ похождений, источникомъ

которыхъ были чисто естественный пополз­

новения. Образъ человеческий просветлении

возвышенъ: его назначеше въ греческомъ

искусстве — выражать высшую идеальную

красоту. Б ъ греческомъ искусстве символи­

стика и аллегории кончились; искусство стало

искусствомъ. Объяснении этого должно ис­

кать въ греческой религш и глубокомъ, вполне

развившемся и определившемся смысле ея

мщообъемлющихъ миеовъ.

Кроме всего этого, на развитае и харак­

теръ искусства много имеютъ влшнш еще

разный совершенно случайный обстоятель­

ства, особенно же природа и местность ст-