Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  25 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 25 / 734 Next Page
Page Background

41

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

42

факеломъ философш осветить историчесшй

лабиринтъ событай, по которому шло чело­

вечество къ своему великому назначен®—

быть олицетворешемъ в'Ьчпаго разума,- и

должно определить философски градусъ ши­

роты и долготы того места пути, на кото-

ромъ засталъ поэтъ человечество въ его исто-

рическомъ движенш. Безъ того все ссылки

на собьшя, весь анализъ нравовъ и отноше-

шй общества къ поэту и поэта къ обществу

и къ самому себе—ровно ничего не объ-

.ЯСНЯТЪ.

Но прежде чймъ определить историческое

значеше поэта, должно определить его чи­

сто-художественное зиачеюе: безъ этого ни­

кто не пойметъ, почему критика или эсте­

тика призяаетъ одного поэта поэтомъ, дру­

гого нетъ, и почему въ одномъ она видмтъ

великаго, а въ другомъ обыкиовеннаго по­

эта. Ботъ здесь эстетика нмеетъ право осно­

вываться на одномъ филесофскомъ начале

искусства, не относясь

гж

къ исторш, ни къ

другимъ сферамъ сознанш. Здесь подучаетъ

свой велиюй смыслъ искусство, какъ искус­

ство, какъ такая сфера деятельности, кото­

рая сама себе нель и вне себя дели не имеетъ.

Естественно, прежде чемъ определить, къ зод­

честву какого народа, какой эпохи, какого сти­

ля принадлежать» здашя такого-то архитек­

тора, и велишй ли онъ архитекторъ, должно

показать, есть ли въ его зданзяхъ творчество,

полетъ фаятазш, словомъ—поэзш, или эти

зданш—только груды камней, складенныя по

нраввламъ архитектуры трудолюбивыми ре- ’

месленникомъ, . тщательно изучившими тех- ’

ническую сторону искусства, или, пожалуй, и

опытными ■академикомъ... А этотъ вопросъ

можетъ быть решенъ только на основанш

философш изящнаго—эстетики. Но здесь и ;

оканчивается работа эстетики, какъ эстети- :

ки собственно, и отсюда встунаютъ въ свои

нрава исторш и философш исторш. Это не

значить, чтобы эстетика въ какомъ бы то ни

было случае отказывалась отъ правъ, неотъ­

емлемо принадлежанщхъ ей въ деле искус­

ства: это значить только, что эстетика, окон-

чивъ разсмотреше художественной стороны

искусства, обращается къ другой стороне,

столько же прнсущной искусству, какъ и сто­

рона художественная—къ стороне его содер-

жанш, и, нисколько не отказываясь отъ сво-

ихъ законныхъ и неотъемлемыхъ правъ,

вступаетъ въ союзъ съ другой родственной

ей сферой—сферой исторш Все сферы выс-

шаго сознанш такъ родственны и тесно свя­

заны между собой, что только чрезъ искус-'

ственнсе дМствш разума можно разделять 1

ихъ; доказать же

точный

ихъ

границы такъ )

же трудно, какъ и показать, где въ человеке

оканчивается тело и начинается душа, где

акшецъ чувства и начало ума, и т. д.

А между теми, какъ въ понятая о приро­

де человека сущеетвуютъ преданные отвле-

ченшмъ идеалисты, которые за душой не за-

мечаютъ организма, и материлисты, кото­

рые за массой тела не могутъ провидеть ду­

шу,—такъ и въ понятш объ искусстве еу-

ществуютъ свои идеалисты (умозритеди) и

свои матершдисты (эмпирики). Мы показали,

въ чемъ состоитъ учете тйхъ и другахъ;

прибавимъ къ этому, что эмпирики, не при-

знаюице эстетики и превращают,№ ее въ су­

хой, неоживленный мыслью каталоги изящ-

ныхъ произведений съ практическими и слу­

чайными комментаршми,—лишаютъ искус­

ство его высокаго значенш! Не признавая

содержашемъ искусства той же вечной, въ сво­

бодной необходимости дшлектически развива­

ющейся идеи, которая составляетъ еодержаше

и исторш, и философш, эмпирики низводятъ

творческая произведеиш на степень предме-

,товъ, им’Ьющихъ целью прштно развлекать

скуку и занимать праздное бездействие,—а это

значить ставить ихъ въ одинъ разряди съ

изящно-сделанной мебелью и тйми красивыми

безделками, которыми мода и прихоть укра-

шаютъ въ комнатахъ камины, столы и эта­

жерки. Идеалисты доходятъ до той же край­

ности, только противоположными путемъ. По

ихъ ученйо, жизнь должна вття своей дорогой,

а искусство—своей, не соприкасаясь друг

съ другомъ, не завися другъ отъ друга и нъ

имея никакого в лш т я другъ на друга. Буе

ква,льно-верные св ему основному ноложе-

нш, что искусство само себе цель, она до­

ходятъ,наконецъ, до того, что лишаютъ искус­

ство не только цеди, но и всякаго смысла.

Сначала они доводятъ искусство до аскетиз­

ма, а наконецъ, и до индифферентизма,—чт5

весьма естественно: Индш ясно доказываетъ,

что отшельничество и равнодупде гораздо

ближе другъ къ другу, нежели какъ кажется

съ перваго взгляда.

ОтвлекающШидеализмъ во всемъ ведетъ къ

произвольности въ воззреншхъ и поетрое-

шяхъ, потому что факты отвергаемой ими

действительности не мйшаютъ ему прини­

мать свои карточные домики за настояпце

рыцарскш замки. Кто смотритъ на искусство

исключительно съ эстетической точки, не при­

нимая въ соображеше ни его исторш, ни ието-

рш развитая человечества,—тому весьма лег­

ко открыть тождество между «Илвдой» Го­

мера и «Мертвыми Душами» Гоголя. Заблу-

ждеше глубокое, но понятное! Оно можетъ

происходить не отъ ограниченности умствен­

ной, а только отъ односторонняго взгляда на

предметъ. Принявъ за непреложную истину

какое-нибудь на досуге предуманное поло-

; жеше и отвергнувъ историческую сторону-

предмета, можно наделать десятки и сотни

Гомеровъ Е Шекспировъ: идеализмъ знаетъ,